Бьорндален и Домрачева погнули палки

Telegram Дзен

БИАТЛОН/ЛЫЖИ

Звезды мирового биатлона Оле-Эйнар Бьорндален, Дарья Домрачева и Фредрик Линдстрем в новом сезоне будут тестировать палки необычной формы

В минувшие выходные в норвежском Шушене прошли биатлонные соревнования, участие в которых принимали спортсмены из Норвегии, Франции, Италии и ряда прибалтийских государств. В масс-старте первенствовал восьмикратный олимпийский чемпион Оле-Эйнар Бьорндален. Победа 40-летнего суперветерана примечательна тем, что выступал он не с привычными ровными палками, а с изогнутыми.

Контракт с фирмой – производителем необычной экипировки на нынешний сезон помимо Бьорндалена подписала трехкратная олимпийская чемпионка Дарья Домрачева. Белорусская биатлонистка сообщила, что тестирует изогнутые палки с лета, благодаря чему увеличила мышечную массу и прибавила в скорости. Собирается использовать подобное снаряжение и шведский биатлонист Фредрик Линдстрем, уверяющий, что новое изобретение позволяет ему отыгрывать на 10-километровой дистанции по 10-15 секунд. К экспериментам также планируют подключиться финские лыжники, олимпийские чемпионы в командном спринте Иво Нисканен и Сами Яухоярви.

УРОКИ ГЕОМЕТРИИ

Эксперименты со спортивным инвентарем идут ровно столько, сколько существует современный спорт. Огромная часть из них так и заканчивается ничем. Но встречаются и прорывы. И уж если что-то новое одновременно пробуют и хвалят спортсмены, являющиеся "лицами" мужского и женского биатлона, всем остальным нужно как минимум уделить этому повышенное внимание.

– Мы слышали об этих палках, но в наличии их пока не имеем, – сообщил "СЭ" старший тренер мужской сборной по биатлону Александр Касперович. – Но это в любом случае интересно. Конечно, сначала их нужно протестировать, пообщаться с биомеханиками, узнать о плюсах и минусах. Для себя я такой вопрос уже поставил. Думаю, в ближайшее время изогнутые палки появятся и у нас. Нужно идти в ногу со временем и не упускать технических новинок. Если такие люди, как Бьорндален и Домрачева, пробуют, то и нам надо.

Раздобыть эволюционировавшие палки для нашей команды, пожалуй, непреодолимой проблемой не будет. Об этом говорят и слова вице-президента СБР по спорту высших достижений Владимира Барнашова.

– К старту Кубка мира, конечно, уже не успеть, – отметил функционер. – Но если тренеры и спортсмены скажут, что изогнутые палки им нужны, мы решим этот вопрос. У нас достаточно хороший контакт с финской фирмой, которая их производит.

Другое дело, что пока непонятно, какую на самом деле пользу спортсмену могут принести такие нововведения. Горнолыжники, которые давно выступают с изогнутыми палками, мотивируют их необходимость повышенной аэродинамикой в низкообтекаемой стойке, называемой в простонародье "яйцом".

Биатлон – далеко не горные лыжи, и палками тут приходится больше работать, нежели их прятать. Однако и геометрия палок для "равнинного" бега существенно отличается от тех, что используются на склонах, – изгиб здесь проходит в верхней части изделия, а не в средней, как в альпийских дисциплинах. Производители "равнинных" палок настаивают, что их изобретение позволит биатлонистам и лыжникам эффективнее доталкиваться и сохранять энергию движения.

ЭФФЕКТ ТЕТИВЫ

В своем рекламном ролике производители новый конструкции рассказывают об "эффекте отпущенной тетивы", который якобы возникает при деформации палок. Однако без тестирования в условиях реальных соревнований оценить новинку сложно. Сейчас ясно только то, что шум с привлечением главных звезд мирового биатлона – неплохой маркетинговый ход. Цена на инновационные изделия сейчас доходит до 350 евро, при том что обычные прямые палки для профессиональных спортсменов стоят в районе 100 евро. Наверняка любители экспериментов приносят изобретателям неплохой доход.

– Я сам еще эти палки не видел, – делится экс-главный тренер женских сборных СССР, СНГ и России, а ныне руководитель управления по научно-методическому обеспечению спортивной подготовки Олимпийского комитета России Александр Грушин. – Читал, слышал, но давать четких комментариев пока не могу. Скажу только, что не исключаю преимущества обновленной конструкции. Но нужно изучать геометрию этих палок, чтобы понять, как она сочетаются с направлением прилагаемых усилий.

Если от нововведений действительно есть практический толк, то странно, что первыми их смогли опробовать Бьорндален и Домрачева, а не условные Петтер Нортуг и Марит Бьорген. Все-таки в лыжах скорости выше, чем в биатлоне, а доли секунды играют более значимую роль.

– Мы полностью доверяем фирме, с которой работаем, – заверил менеджер сборной России по лыжным гонкам Юрий Чарковский, – нам всегда предоставлялись великолепные палки. И если производители посчитают, что изогнутые лучше, тогда и перейдем на них. Пока же думать об этом бессмысленно.

РАБОТА ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Не исключено, что изогнутые палки – это не более чем рекламный ход и никаких преимуществ в их деформации нет. Но лучше все-таки проверить самим, пока все находятся на исходной позиции, нежели потом догонять. А такое уже бывало.

– Интересная ситуация была в 1985 году, – вспоминает Барнашов. – Мы выступали в Кубке мира, до Нового года все шло как обычно. А после все вдруг внезапно побежали коньковым ходом. Это была бомба! Тогда на самом деле произошла мини-революция, нужно было в срочном порядке доставать инвентарь. Но мы довольно быстро освоились. На чемпионате мира, который прошел через два месяца, завоевали две золотые медали.

Может, и теперь на биатлон и лыжи хлынет новая волна экспериментов. Последний раз такое происходило в середине 1980-х, когда на пике карьеры был четырехкратный олимпийский чемпион Гунде Сван. Помимо того, что именно он "раскрутил" малопопулярный в то время коньковый ход, так еще не забывал искать способы усовершенствования палок. И ладно, если речь шла о более легком сплаве наконечников… Во время тренировок накануне чемпионата мира 1985 года в Зеефельде великий швед поразил всех тем, что вышел кататься с 210-сантиметровым шестом. Работал им примерно как каноисты веслом. И скорость набирал очень даже приличную. FIS пришлось в экстренном порядке вносить поправки в правила. С тех пор во время гонок не разрешается использовать одну палку или шест.

Вероятно, техническая комиссия IBU скоро обратит внимание и на деформированные палки. Пока их изогнутость не идет вразрез с регламентом, но если будет признано, что "эффект тетивы" искажает суть лыжных гонок, как некогда шест Гунде Свана, то тогда "палочка-выручалочка" вполне может быть объявлена вне закона.