В КОМАНДЕ ЦАРИТ АТМОСФЕРА НЕДОВЕРИЯ
– Как вы оцениваете итоги сезона?
– Как их можно оценивать? Это полный провал, по-другому и не скажешь. Я только что вернулась из Ханты-Мансийска с последнего этапа Кубка мира. Вся сборная и прежде всего сами спортсмены находятся в полном недоумении: как такое могло произойти?
– В январском интервью "СЭ" вы хвалили старшего тренера мужской сборной Рикко Гросса, говорили о его умении подводить команду к главным стартам. Почему же на чемпионате мира наши ребята оказались выхолощенными?
– Этот вопрос нужно задать самому Гроссу, другим тренерам. Хотя они толком объяснить ничего не могут. Например, в Ханты-Мансийске я встретила наставника женской сборной Сергея Коновалова. Спрашиваю у него, как дела. Он плечами пожимает: "Сама видишь как". Все ждут 30 марта, когда состоится тренерский совет СБР. Он должен ответить на вопрос, что же все-таки произошло и что будет дальше.
– У вас есть какие-то собственные соображения?
– Мне кажется, что ошибки возникают уже в предсезонный период. Вся советская система подготовки сейчас нарушена – это касается не только тренировочного процесса, но и восстановления. Плюс тренерский штаб сборной действует абсолютно неслаженно. Это порождает атмосферу недоверия, которая царит сейчас. Я всегда говорила, что в состав национальной команды не может входить много спортсменов. Наставники должны работать индивидуально: одному надо помочь со стрельбой, другому – с техникой лыжного хода. У нас же плана персональной подготовки нет. Всех гребут под одну гребенку, никто шага ни вправо, ни влево не сделает.
– В январе вы отмечали прогресс в стрельбе Евгения Гараничева, но в эстафетной гонке на чемпионате мира он в очередной раз зашел на штрафной круг. Получается, никакого продвижения вперед нет?
– Весь сезон Гараничев стрелял на хорошем уровне, а на мировом первенстве у него опять произошел сбой. Думаю, это вопрос психологии. Знаю, он очень хотел проявить себя, но атмосфера всеобщего давления снова сказалась на нем. То же самое произошло и с Дашей Виролайнен, моей дочерью. Когда желания слишком много, удержать себя в руках непросто...
Кроме того, грубейшей ошибкой стало участие сборной на этапах Кубка мира за океаном. Спрашиваю у ребят и у девчат: "Тренерский штаб вашим мнением интересовался?" "Нет, – отвечают. – Было объявлено категорически: в США и Канаду летят все. Нам нужно отстаивать квоту участников". В результате эта поездка перед чемпионатом мира выбила из колеи очень многих.
– Что, на ваш взгляд, произошло с лидером российской сборной Антоном Шипулиным? Он собирался бороться за победу в общем зачете Кубка мира и за медали первенства планеты, но в итоге остался и без того, и без другого.
– Мне кажется, Антону не стоило говорить об этом вслух. Заявив перед началом сезона о своих задачах, он взял на себя дополнительную ответственность. Не следует делать громких заявлений, надо просто готовиться и выступать. Кроме того, Шипулину стоит более выборочно подходить к программе Кубка мира. Некоторые этапы можно и пропустить – как, например, это делает Бьорндален и другие лидеры мирового биатлона.
Кроме того, я не очень поняла, почему заключительный этап его подготовки перед чемпионатом мира проходил под Санкт-Петербургом. Все всегда проводят его в среднегорье, это апробированная годами практика. Разговоры о том, что в Токсове и Холменколлене схожие погодные условия и одинаковая структура снега, – полная глупость. Обязательно нужна подготовка на высоте, не зря все зарубежные команды тоже так делают.
ВТОРОЙ ГОД ИДУТ НЕПОНЯТНЫЕ ИГРЫ
– Интересует ваше восприятие ситуации с Ольгой Подчуфаровой. Как в принципе могло случиться, что профессиональная спортсменка досрочно завершает сезон из-за перетренированности?
– Я так понимаю, что с Олей произошло то же самое, что в свое время – с Ирой Старых. Девочка только-только попала в команду, и ее тут же придавили нагрузками. Подчуфарова ведь еще довольно сырая спортсменка, функциональная подготовка у нее достаточно слабая. Ее нужно было подводить к стартам очень бережно, осторожно, а на нее с ходу взвалили бремя лидерства. Выступать на всех этапах Кубка мира ей было нельзя, стартовать следовало выборочно... Я сейчас видела Подчуфарову в Ханты-Мансийске. Она не то что тренироваться не может – ходит и то с трудом.
– Концовка сезона ознаменовалась недовольством ряда спортсменов. Дмитрий Малышко и Алексей Волков публично заявили: отсутствие в составе эстафетной команды на чемпионате мира их больно задело. Российскому биатлону не грозит бунт на корабле?
– А это уже вопрос для президента Союза биатлонистов России Александра Кравцова. Второй сезон он руководит СБР, и второй сезон идут какие-то непонятные игры. В целом, я думаю, с командой сейчас работает совсем не тот тренерский коллектив, что нужно. Пора уже в этом вопросе навести порядок.
– Вы имеете в виду – провести кадровые перестановки?
– Ну вот смотрите: в концовке прошлого сезона биатлонисты высказали свое недовольство главным тренером сборной Александром Касперовичем. Разве к ребятам прислушались? Нет, специалиста снова утвердили в его должности. Как утверждается штаб мужской и женской команды на тренерском совете – непонятно. Почему выдвигаются те, а не другие кандидатуры – тоже неясно.
– Вы видите персоналии, достойные возглавить сборную?
– Мне кажется, у нас есть тренеры, способные работать на таком уровне. Считаю, нужно вернуть в команду Владимира Аликина и Анатолия Хованцева. В принципе, можно было бы пригласить назад и Валерия Польховского – если он выразит готовность работать в коллективе, а не только гнуть свою линию. Специалист он неплохой, свою профпригодность подтверждал и раньше, и сейчас в сборной Казахстана.