Они - на "Феррари", мы - на "Зингере"

Telegram Дзен

Сегодня в американском Солт-Лейк-Сити начинается этап Кубка мира - стартовое соревнование олимпийского сезона

Странное, доселе неизведанное ощущение - Россия вступает в олимпийский сезон в статусе твердого фаворита и одного из главных претендентов на золото Ванкувера. Перед туринскими Играми все вроде бы было так же. Но все же не так.

Тогда, в ноябре 2005-го, россияне напоминали молодых львов, которым по недосмотру неплотно прикрыли дверь в клетке зоопарка, и они вырвались на волю. Мы тогда только-только начали побеждать, изрядно испугавшись своих же собственных достижений. Другими словами, не обросли еще лидерским "жирком" и в свою звезду толком не верили.

Запах олимпийских медалей вовсю щекотал россиянам ноздри, но почти невозможно было представить, что тогдашние успехи (четверка Александра Зубкова как-никак завоевала в 2005-м Кубок мира и серебро мирового первенства) - не случайны, не кратковременны. Дескать, это в неолимпийском году нам дали разгуляться, но настанет олимпийский - и тушите свет. Потом этот самый олимпийский сезон начался, а победы не прекратились. Более того - посыпались одна за другой. И мы заволновались еще больше.

В конце 2005-го нашим не с чем было сравнить ощущения. Сейчас - другое дело. И недавние известия из стана российской сборной, которая последние недели готовилась к сезону за океаном, о том, что лидер Зубков зачастую переживает по всяким пустякам выше нормы (попросту говоря - "горит"), вызывают лишь одобрительную улыбку. Это, господа, не просто волнение пилота Зубкова - это предолимпийское волнение.

Много раз за последнее время представители тренерского штаба сборной подчеркивали - конкуренция за место в составе выросла. При этом, бросив взгляд на список членов команды, отправившихся в Северную Америку, где состоятся первые два этапа мирового Кубка, особенных отличий по сравнению, скажем, с прошлым сезоном мы не обнаружим. Что, впрочем, тезису об усилившейся конкуренции не противоречит. Команда подросла, так сказать, "изнутри".

Окончательно сложились за этот олимпийский цикл составы разгоняющих. Под словом "сложились" надо понимать не только спортивную, но и личностную подоплеку. Трио разгоняющих в бобе-четверке - все равно что хоккейная тройка нападения. Пока люди этой самой тройки, у которых свои характеры, амбиции и жизненный опыт, не притрутся, полного взаимопонимания на льду не жди. А ведь работа бобслейной команды на разгоне - материя настолько тонкая, что достаточно одного неверного шага на той же Олимпиаде, чтобы отправить многолетнюю подготовку коту под хвост.

Ударная тройка разгоняющих российской сборной - это, безусловно, Дмитрий Степушкин, Роман Орешников и Дмитрий Труненков. Экспериментов, травм и прочих напастей, конечно, еще никто не отменял, но с большой долей вероятности можно предсказать, что именно они встанут в Ванкувере в экипаж к сильнейшему пилоту. Опытнейший Степушкин отбегал с Зубковым практически весь олимпийский цикл перед Турином. Орешников с Труненковым - из другого поколения, вставшего на ноги уже в нынешнем четырехлетии. Прекрасно помню, как Орешников приехал в Турин-2006 в качестве запасного, смотря на все происходящее широко раскрытыми глазами, а теперь на правах старожила покрикивает на добродушного Степу, как зовут в команде ветерана Степушкина.

Труненков и вовсе прибавил за эти годы так, что на тестах мало в чем уступает самому харизматичному российскому бобслеисту - разгоняющему Алексею Воеводе, а кое в чем его уже и превосходит. Не зря же Воевода, крайне одаренный атлет, перестал капризничать и выторговывать себе особые права внутри команды, что не раз случалось (да, да, Алексей, не спорьте, случалось) после Турина.

Воевода почти наверняка будет выступать этот сезон в двойке с Зубковым. Если обойдется без форс-мажора - то и в Ванкувере. Даже в самые острые моменты, когда будущее Воеводы в бобслее находилось под вопросом, Зубков в него верил. Несмотря на разницу в возрасте, Александр и Алексей сдружились, да и эдакое "армейское братство" людей, уже прошедших через одни Игры (Воевода в Турине бежал с Зубковым не только двойку, но и четверку), видимо, дорогого стоит.

Пилоты в сборной все те же - Зубков плюс опытнейший Евгений Попов и Дмитрий Абрамович. Зубков за прошедший год стал не только на год старше, но и на год мудрее и, безусловно, сохранил за собой статус первого номера. С распределением дальнейших номеров среди пилотов пока спешить не станем. У Попова, обладателя Кубка мира-2006, в прошлом году, который он начал как будто твердым вторым номером, не клеилось совершенно. В какой-то момент, когда у Евгения все валилось из рук, поползли слухи о том, что он закончит со спортом. Но Попов, разобравшись в первую очередь с самим собой, остался.

Назвать Абрамовича пилотом молодым или начинающим язык не повернется. И пусть вас не смущает статус действующего чемпиона мира среди юниоров - в бобслее юниорский возраст истекает только в 25 лет. Прогресс Дмитрия ни у кого сомнений не вызывает, и, не боясь ошибиться, скажу, что в Ванкувере Абрамович составит конкуренцию не только Попову, но и, страшно представить, самому Зубкову.

В ходе официальной тренировочной недели на олимпийской трассе в Уистлере Абрамович редко выпадал из шестерки сильнейших, а однажды его четверка на каком-то скоростном участке (которыми канадская трасса изобилует, порой даже кажется, что чересчур) установила рекорд трассы - более 149 км/ч! Не то чтобы от такой прыти ахнули все иностранные соперники, но определенный резонанс те 149 с хвостиком км/ч произвели. Абрамовича, чтобы вы поняли, стали опасаться.

Опытный в бобслейных делах читатель без лишних слов поймет, что установить скоростной рекорд трассы можно только на сверхсовременной технике. И окажется прав.

О проблемах, которые испытывала по ходу прошлого сезона российская сборная с бобами, было написано многое. Еще больше - не написано вовсе. Вкратце сюжет этого мексиканского телесериала, главную роль в котором сыграло немецкое конструкторское бюро Wimmer Carbontechnik, можно пересказать так - они строили, строили и, наконец, построили россиянам две четверки. Дорогие, обтекаемые, нарядно украшенные. У бобов обнаружилась только одна проблема - они не умели быстро ездить по желобу. Машины несколько раз отправлялись на доработку механиков Wimmer, возвращались обратно в команду с новыми финансовыми счетами за обслуживание, после чего неизменно следовали по обратному маршруту. И так целый год.

Нервотрепка с техникой привела к тому, что фактически весь прошлый сезон Зубков (побеждать-то на этапах Кубка мира, зарабатывая при этом призовые деньги, как-то надо) откатал на "зингере", построенном ему конструкторами братьями Зингер еще к Турину. Старый добрый "зингер" в общем-то не подвел, но Зубков на нем смотрелся, как Джеймс Бонд, которому мстительный старикан Кью, он же - майор Бутройд, выписал вместо Aston Martin экспериментальную модель ВАЗ-2106. Одним словом, несолидно.

Собственно, Зубков в какой-то момент махнул на это рукой - хватало других забот. "Зингер" - машина сколь надежная, столь и устаревшая, по меркам этого высокотехнологичного вида спорта. После каждого спуска Зубков и его экипаж разбирали машину буквально до винтика, приводили в порядок детали и собирали снова, как какой-нибудь конструктор "Лего". При этом Александр хорошую мину при плохой игре не делал и честно признался, что такими темпами машина до Ванкувера может просто "не дожить".

Руководители российской сборной, которых схватили костлявой рукой за горло мастера из Wimmer, долго и терпеливо пытались урегулировать вопрос с техникой в дипломатическом ключе, но в какой-то момент плюнули и обратились к братьям Зингер с просьбой подготовить к олимпийскому сезону новые четверки. Братья без лишних разговоров зарыли топор войны (которым, надо честно сказать, в свое время против тех же россиян размахивали) и принялись за работу. И их машины поехали сразу, без всякой дополнительной подготовки!

Справедливости ради отметим, что двойки от Wimmer, сконструированные еще к прошлому году, оказались качественным продуктом, отказываться от которого бобслеисты не стали. Эти машины действительно быстры, а, кроме того, "приручены" в техническом плане и за счет современного, новаторского подхода к проектированию внутреннего устройства боба по-прежнему вызывают нездоровый интерес у конкурентов россиян.

Соперники, разумеется, в межсезонье также не сидели сложа руки. Так, намучившийся в прошлом году со своей новой четверкой многократный олимпийский чемпион Андре Ланге (хочется верить, что это его последняя Олимпиада) почти наверняка представит на суд общественности новый боб. И можете быть спокойны - эта машина осечек давать не станет. Усовершенствована техника и других немецких экипажей, а также американцев, канадцев и швейцарцев. Но сильнее всех, пожалуй, заинтриговали итальянцы. В производстве их новой машины самое активное участие приняла малоизвестная пока в бобслее компания… "Феррари".

На слух, конечно, у российского "зингера" против итальянцев нет ни единого шанса, но на деле - еще посмотрим кто кого.

РАСПИСАНИЕ ЭТАПОВ КУБКА МИРА-2009/10

12-14 ноября. Солт-Лейк-Сити, США

20-22 ноября. Лейк-Плэсид, США

4-6 декабря. Турин, Италия

11-13 декабря. Винтерберг, Германия

18-20 декабря. Альтенберг, Германия

8-10 января. Кенигзее, Германия

15-17 января. Санкт-Мориц, Швейцария

22-24 января. Иглс*, Австрия

* B рамках этапа состоится чемпионат Европы.