КУБОК МИРА
Корреспондент "СЭ" рассказывает о том, на каких бобах вкатилась в олимпийский сезон сборная России.
ОТ "ЗИНГЕРА" К "ВИММЕРУ"
Однажды какой-то умный человек сказал, что победа в бобслее легко делится на четыре составляющие: езду пилота, работу разгоняющих, качественный боб и быстрые коньки. Практика показывает, что это утверждение работает на все сто. Оставив за скобками человеческий фактор, получается, что ровно 50 процентов успеха зависит от "железа". О нем-то сегодня и поговорим.
Нынешний олимпийский цикл, от Турина-2006 до Ванкувера-2010, проходит для российской сборной под знаком экспериментов, добровольных и вынужденных. Раньше было проще - россияне выступали на технике конструкторского бюро братьев Зингер. Привел братьев в команду тогдашний президент российской бобслейной федерации Валерий Лейченко, а сотрудничество с известными конструкторами в конце 2004-го признавалось настоящим прорывом. Бобы-четверки тогда удались Зингер хорошо, двойки, пожалуй, чуть хуже, но в целом с материалом у бобслеистов особенных проблем не было. На старом добром "зингере" Александр Зубков выступал еще на этапах Кубка мира прошлого сезона.
После Олимпиады, как это часто бывает в бобслее, наступила новая технологическая эпоха. Расставшись по разным причинам с Зингер, россияне стали сотрудничать с конструкторским бюро Wimmer Carbontechnik. Малоизвестная в этом виде спорта компания привлекла в первую очередь тем, что ее идейным вдохновителем являлся многократный олимпийский чемпион и чемпион мира немец Кристоф Ланген. Легенда мирового бобслея с огромным авторитетом. Долгое время российская сторона "засекречивала" Лангена, потому что тот состоял на военной службе в немецкой армии. Работа на русских в этой ситуации - не лучшая характеристика для немецкого офицера.
Продукция Wimmer явилась в определенной степени технологическим прорывом с точки зрения использованных в производстве бобов материалов и инженерной мысли. Однако есть еще и такая тонкая материя, как человеческие отношения. Слово вице-президенту российской бобслейной федерации Владимиру Мысеву.
- Нам потребовалось два года, чтобы понять простую вещь - немцев, кроме денег, не интересовало ничего, - начал Мысев. - Переговоры превращались в муку. Стало обычным явлением, когда немцы называли одну цену за боб, а через какое-то время, когда у нас просто не оставалось времени на маневры, в одностороннем порядке увеличивали сумму. Любые претензии по качеству бобов они пропускали мимо ушей, фактически обвиняя нас в том, что мы их неправильно информируем. Потом, когда выяснялось, что информировали мы все-таки правильно, начинались ссылки на то, что мы неверно используем технику, у нас не те пилоты и не те разгоняющие. Это говорилось тогда, когда мы год за годом выигрывали Кубок мира в четверках. Начали вести регулярный технический дневник, куда вносились данные о том, на каких бобах ехал пилот, какие у него стояли полозья, какая при этом была погода и какую скорость машина показывала на отдельных отсечках.
- Вы должны понять одну вещь, - добавил главный тренер сборной России Владимир Любовицкий. - Когда конструкторская компания, не имеющая серьезного, годами проверенного авторитета, продает команде свою продукцию, считается абсолютно естественным, что компания выделяет команде механика, который бы контролировал состояние боба. Wimmer такого механика нам не предоставил, отсюда и начался испорченный телефон, взаимное недоверие и косые взгляды. Ситуация сложилась дикая - мы платили немцам большие деньги и не могли толком с них спросить. Перед началом этого сезона, на сборе в Альтенберге, немцы привезли нам новую четверку, у которой после первого же (!) заезда лопнул обтекатель, то есть корпус. Вместо извинений нам было сказано, что у нас неправильно сидят в бобе разгоняющие.
- Wimmer сделал очень приличные бобы-двойки, которыми сейчас обеспечены все три пилота - Александр Зубков, Дмитрий Абрамович и Евгений Попов, - продолжил Мысев. - Это действительно классные, быстрые машины, но перед началом стартового этапа Кубка мира в Солт-Лейк-Сити они… не прошли техническую комиссию. Нам пришлось кустарным способом переделывать бобы.
Если двойки Wimmer действительно удались, то мыльная опера с четверками продолжалась на протяжении почти двух лет. Машины не могли ехать быстро, постоянно отправлялись на доработку, возвращались обратно и снова не ехали. Весь прошлый сезон четверку-"виммер" обкатывал Евгений Попов, для которого стало нормой не попадать на ней даже в первую двадцатку. Зубков же не от хорошей жизни ездил на старом "зингере".
ОТ "ВИММЕРА" К "ЗИНГЕРУ"
На носу был олимпийский сезон, и руководители сборной больше не имели права рисковать. Поэтому помимо новой партии "виммеров" бобы были заказаны у старых новых друзей - братьев Зингер. В Альтенберге обе машины, "виммер" и "зингер" были протестированы. Выяснилось, что "зингер" быстрее. Для команды было изготовлено беспрецедентно большое количество полозьев - 24 комплекта, - за что тренеры благодарны лично министру спорта Виталию Мутко, выделившему на это необходимые средства.
"На сегодняшний день наши спортсмены выступают на лучших машинах в мире", - безапелляционно заявляет Мысев. "Которые только возможно купить", - тут же оговаривается он. Это важная оговорка, потому как ведущие бобслейные нации, Германия, США и Швейцария, изготовленные для них бобы на продажу не выставляют. Поэтому представители стран, не наладивших собственного производства бобов, вынуждены обращаться к независимым конструкторским бюро, которые вправе выставлять такие цены, какие посчитают нужными.
К слову, бобслей постепенно превращается в по-настоящему дорогой вид спорта. Времена, когда боб можно было купить, скажем, за 15 тысяч евро, остались далеко позади. Ныне стоимость одной четверки, вместе с запчастями и запасными осями, приближается к 100 000 евро. Комплект коньков, которые раньше опасались брать за 2000 евро (дорого!), ныне в один момент разлетается за 10 000. Отвлекитесь на секунду и вспомните, что за 100 000 евро можно купить новый автомобиль класса "люкс", да еще и на оформление годичной страховки останется.
При том что финансовые аппетиты бобслейных команд возрастают, в этом виде спорта по-прежнему нет крупных зарплат и серьезных спонсорских контрактов. В условиях финансового кризиса, бобслей превращается в весьма дорогостоящую игрушку. В Международной федерации бобслея и скелетона (FIBT) это понимают, но сделать пока ничего не могут. К слову, у российской стороны есть определенные свежие идеи на этот счет, поэтому нынешний глава отечественной бобслейной федерации Никита Музыря имеет неплохие шансы занять в будущем пост вице-президента FIBT.
И последнее. В тот момент, когда пасьянс с техникой у россиян, казалось, окончательно сложился, все снова несколько запуталось. Дело в том, что Зубков в это воскресенье будет выступать на олимпийской трассе на совершенно новой четверке, не на "виммере" и не на "зингере". У россиян завязались отношения с австрийским конструктором Йоханом Вальнером. Он известен в бобслейном мире тем, что собирает машины для австрийского пилота Вольфганга Штампфера, который на протяжении нескольких лет стабильно показывает наивысшую скорость во всем Кубке мира. Всякий раз стартуя из рук вон плохо (взгляните как-нибудь на протоколы), Штампфер умудряется за счет классного пилотирования и высочайшей скорости отыграть на дистанции стартовое отставание и нередко попадает в призовую тройку.
"Феномен Штампфера" давно вызывал интерес россиян, но только сейчас им удалось наладить контакты непосредственно с конструктором. Нельзя сказать, что вопрос о покупке новой четверки уже решен, это не так. Но Зубков остался доволен тестированием машины в Кенигзее и теперь намерен проверить ее еще раз в боевых условиях - в воскресенье в Чезане. Руководителям же сборной больше всего нравится то, что на обкатку боба в среду в Сестриере прибыл механик от Вальнера и переводчик. В случае покупки машины механик останется в расположении команды.
Несмотря на все наши успехи, мы продолжаем учиться у иностранцев, чья техническая мысль по-прежнему опережает нашу, - признался Мысев. - И команде необходим механик, который бы ориентировался в современных бобслейных технологиях.
Сестриере