Янис Мининс: "Не советую спортсменам того, что сам не попробовал"

Telegram Дзен

ЭКСПРЕСС НА СОЧИ

Латвиец, ставший в нынешнее межсезонье старшим тренером женской сборной России, рассказал "СЭ" о прогрессе своих подопечных.

– Как вам поступило предложение работать с российской командой?

– Помимо варианта со сборной России у меня были и другие: мог остаться в Бельгии, имел пару предложений из других стран. Пьер (главный тренер сборной России Пьер Людерс. – Прим. "СЭ") написал мне и спросил, не хотел бы я принять вызов перед олимпийским сезоном. Это нелегкая работа и серьезная ответственность. Я посидел, подумал о том, что, возможно, мне необходимы какие-то перемены. Захотел выйти на новый уровень.

Когда пригласили в российскую команду, я тщательно обдумал предложение, потому что в Бельгии условия у меня были бы такие же. Но это я сначала так думал. А когда приехал, увидел, что уровень здесь намного выше, команда профессиональнее. Мне понравились условия, в которых спортсмены могут готовиться. База сборной меня действительно удивила, я такой еще не видел! Если бы я мог готовиться в таких условиях, когда был спортсменом, то был бы очень рад и гордился наличием такого места, какое есть у вас.

Чувствую, что у женской сборной России есть потенциал, чтобы стать командой высокого уровня. Сейчас ваша национальная федерация серьезно подходит к женскому спорту. А вот раньше было как в песне: "Первым делом самолеты, а девушки потом". Но ситуация меняется, и теперь работа с женской сборной ведется серьезно.

– Опасались чего-то перед тем, как приехать на работу в Россию?

– Я не боюсь новых вызовов. Будучи спортсменом, никогда не боялся сражений и сейчас не боюсь ответственности. Когда есть давление, я даже лучше работаю.

Поначалу немножко сомневался, примет ли меня команда. Думал, как будет проходить этот процесс. Но мы сработались достаточно быстро. И теперь работаем как команда. Если кому-то из спортсменов что-то нужно, человек сразу приходит ко мне. Если имеются какие-то проблемы, мы их сразу решаем. У нас нет такого, что кто-то что-то скрывает, например травму. И мне это нравится. У нас хороший диалог, есть обратная связь со спортсменами. Это очень важно для меня. Надеюсь, так будет и до Олимпийских игр, и после.

– В чем состоит специфика работы с женской командой?

– Я уже работал с женской сборной. У каждой девушки свой характер. Бывает, что они ссорятся, и это надо принять. Нет смысла на них повышать голос. Девушки – тоже профессионалы, которые хотят работать и добиваться результата. Мне не нужно никого уговаривать.

– Как оцените спортивную подготовку своих подопечных?

– Я очень доволен тем, как они работают. Мотивация, искра в глазах есть у всех. Я работал с другими сборными. Бывают люди, которые просто отрабатывают свою зарплату. Здесь же такого нет, я вижу, что все готовы работать. Иногда даже приходится тормозить спортсменов, чтобы они не переутомились и себя не убили.

Мы немного поменяли специфику работы летом, но сейчас не хочу ее раскрывать. Работаем немного по-другому, нежели мужская сборная. И я вижу улучшения результатов. Надеюсь, что травм не будет.

Бобслеист – это два спортсмена в одном: штангист и легкоатлет. В этом виде спорта нужно иметь большие мышцы и бегать на большой скорости. Спортсменам необходимо развить эластику мышц, а это нелегко. Работаем над этим, стараясь применять к каждой немного индивидуальный подход. Одной нужны одни тренировки, а другой – другие. Например, кому-то стоит уделить больше внимания прыжкам, а кому-то – "волокушам". У нас хороший диалог с личными тренерами по проведению этой работы, мы помогаем им ее выполнить. И я вижу, что есть прогресс. Уже сейчас мы на месяц опережаем прошлогоднюю подготовку, показывая результаты лучше, чем были в прошлом октябре. Пока все идет хорошо. Конечно, есть что дорабатывать. И думаю, мы постепенно это сделаем.

– Какие задачи перед вами поставлены?

– Задача у нас одна: медаль. И мы, конечно, сделаем все, чтобы ее выполнить. Но я сейчас не хочу давить на спортсменов. Первое, что нам нужно, – это сработаться командами в двойках. Пилотам надо покататься на трассе в Сочи, совершить больше заездов. Дальше будут выступления на Кубке Северной Америки и Кубке мира. А потом и другие цели. Если я буду уже сейчас оказывать давление, говоря о медалях, это ни к чему хорошему не приведет. Поэтому стараемся на некоторых тренировках убирать электронику, чтобы спортсмены не начинали друг с другом соревноваться.

Конечно, бороться друг с другом – естественно для спортсменов. Но может случиться так, что кто-то убежит подальше и получит травму. А этого нам не нужно. Так что если видим, что спортсмены подустали, то убираем электронику и работаем по-другому, чтобы избежать травм. У нас в женской сборной не так много спортсменок. Нужно быть осторожными.

– Почему после окончания карьеры бобслеиста вы решили заняться тренерской работой?

– Еще когда был спортсменом, я помогал бельгийской сборной подготавливать технику, работать над спуском по трассе. Понял, что у меня это дело получается. А когда закончил выступать, меня пригласили в сборную Словакии. Я подумал, что это хороший шанс попробовать себя. Получилось неплохо. Потом мне предложили поработать два года в сборной Бельгии. Я подписал контракт, и у меня получалось все лучше и лучше. Удалось значительно поднять уровень команды. Если раньше они проигрывали 10-му месту 2 секунды, то сейчас – 0,2. Но, конечно, нельзя выйти со среднего уровня на высокий, если нет финансов. Все время надо было экономить.

Сейчас понял, что люди оценивают то, что я делаю. Раз у меня были приглашения из других команд, значит, я иду правильным путем. Стремлюсь постоянно развиваться – вместе со спортсменами. Стараюсь получить больше знаний не только о бобах, технике бега и трассах, но и о физической подготовке и т.д. После сезона пробую свои программы на себе, чтобы не советовать того, чего сам не знаю. Раз меня пригласили в сборную России, значит, работаю я неплохо. Но свое звание мне все равно еще нужно заработать. Стараюсь и делаю для этого все, а как получится, мы увидим.

##1 Дмитрий АФОНИН