То, что бобслеисты и скелетонисты ушли практически в самостоятельное плавание, далеко не новость. Беджамов покинул Россию еще в декабре прошлого года, а в январе лишился лицензии Внешпромбанк, одним из совладельцев которого он являлся. Министр спорта Виталий Мутко в тот момент обещал проявить принципиальность и, если Беджамов продолжит "не выполнять свои обязанности президента", провести новые выборы. Но тут грянул скандал с мельдонием, дисквалификации посыпались как из рога изобилия, и Мутко стало не до бобслеистов со скелетонистами.
Между тем, на чемпионате мира-2016 в Иглсе сборную постиг провал: в олимпийских дисциплинах были завоеваны серебро и бронза в скелетоне, а бобслеисты вообще остались без наград. К тому же, атмосфера в команде также далека от идеала: после конфликта с главным тренером Пьером Людерсом покинул коллектив олимпийский чемпион по бобслею Дмитрий Труненков, а скелетонисты во время мирового форума жаловались на проблемы с инвентарем.
И вот сезон завершен, спортсмены разъехались по отпускам, а тренеры остались в ожидании зарплат. Оба наставника в федерации – по скелетону Вилли Шнайдер и по бобслею Пьер Людерс, иностранцы. Плюс помощники, механики и сервисмены – многие из них также не из России. Соответственно, деньги они получают по контракту непосредственно из бюджета федерации, все счета которой сейчас заморожены. А по факту, невыплаты начались гораздо раньше – с осени прошлого года.
Первым не выдержал наставник женской сборной по бобслею латыш Янис Мининс. Призер чемпионата мира разорвал контракт с Россией и уже принял предложение возглавить сборную Польши. Людерс и Шнайдер пока готовы ждать отчетно-выборной конференции, которая пройдет 2 июня.
Примечательно, что на официальном сайте федерации полная тишь: президентом по-прежнему значится Георгий Беджамов, а в числе 14 членов президиума – олимпийские чемпионы Сочи-2014 Александр Зубков и Роман Орешников. Между тем, как стало известно "СЭ", на очередной конференции федерации в конце апреля все члены президиума высказались за то, чтобы покинуть свои места. То есть до выборов 2 июня федерация полностью лишена руководящих органов – фактически нет не только президента, но и президиума. Всю организационную работу выполняет исполнительный директор Кирилл Сериков.
Пикантности ситуации добавляет тот факт, что в будущем, 2017-м году, нам предстоит домашний чемпионат мира в Сочи. Олимпийская трасса может принять ведущих спортсменов в любой момент, но вот кто будет решать многочисленные организационные вопросы, не говоря уж о непосредственной подготовке команды – большой вопрос. Международная федерация бобслея пока также заняла выжидательную позицию, и вопрос о переносе чемпионата мира-2017 не поднимается.
Самым очевидным кандидатом на пост президента федерации кажется двукратный олимпийский чемпион Александр Зубков. Экс-пилот никогда не скрывал своих амбиций стать большим руководителем, а после Сочи остался в несколько подвешенном состоянии. Сейчас он является личным тренером своей дочери, пилота сборной России по бобслею Елизаветы Зубковой, а в самом конце апреля был назначен исполняющим обязанности замначальника ЦСКА по спортивной работе.
Сейчас для Зубкова самый подходящий момент, чтобы вновь громко заявить о себе. Против него могут сыграть напряженные отношения с Пьером Людерсом – менять главного тренера за два года до Игр в Пьончанге и в условиях сложной финансовой ситуации было бы странным. Да и в целом в бобслейной среде у Зубкова много как поклонников, так и противников. Возможно, именно этим и объясняется его нынешняя осторожность: прежде чем начинать предвыборную кампанию, нужно заручиться необходимой поддержкой в министерстве и в регионах.
ЗУБКОВ: МНЕ НУЖНО ВСЕ ВЗВЕСИТЬ
Двукратный олимпийский чемпион по бобслею Александр Зубков не стал отрицать, что рассматривает возможность выдвинуть свою кандидатуру на выборы президента федерации 2 июня.
– Пока я думаю, нужно все взвесить и принять правильное решение, – заявил Зубков "СЭ".
– Но вы не исключаете для себя такую возможность?
– Честно, на данный момент я в размышлениях и не могу ответить на этот вопрос.
– Когда истекает срок приема заявок на место президента?
– 22 или 23 мая. При этом подать заявку могут аккредитованные региональные федерации или самовыдвиженцы.
– Как вы оцените последние события в российском бобслее – уход тренера женской сборной Яниса Мининса, подвешенное состояние главного тренера Пьера Людерса?
– Я на данный момент в федерации не работаю и поэтому не хочу это комментировать. Не в моей компетенции принимать решения по работе тренерского штаба под руководством Пьера Людерса.
– Но например, уход Мининса непосредственно затрагивает вашу дочь Елизавету, которая является членом женской сборной.
– Лиза взрослый, совершеннолетний человек и отвечает за себя сама. Я не хочу давать комментарии вместо нее.
РОДИОНОВА: МИНИНС ХОРОШИЙ ТРЕНЕР ПО ТРАССЕ
Лидер женской сборной по бобслею, многократная чемпионка России и бывшая саночница Александра Родионова прокомментировала уход из команды старшего тренера Яниса Мининса.
– Саша, насколько уход Мининса ударил по вашей подготовке?
– Мининс – хороший тренер по трассе, в прошлом году на Кубках Европы он мне помогал. Но в основном, я работала с главным тренером Пьером Людерсом.
– В федерации полная неопределенность, а вам уже пора начинать подготовку к новому сезону...
– Я стараюсь не думать об этих перестановках и готова адаптироваться к любым условиям. Кто бы ни пришел, я буду работать и улучшать свою езду. В принципе, я уже давно начала тренировки. Я на домашней подготовке в Орле, и события в Москве на мою подготовку никак не влияют. Сейчас вот стараюсь подтянуть стартовый разбег – мое самое слабое место. Нужно быть сильнее и быстрее. Первый централизованный сбор у нас запланирован в первых числах июня, и надеюсь, он состоится.
– У федерации есть перед вами какие-то денежные долги?
– Нет, лично у меня нет никаких проблем.
– То есть ваши сборы оплачивает Министерство спорта, и поэтому происходящее в федерации вас не касается?
– Да, именно так.
ШНАЙДЕР: ГОТОВ ЖДАТЬ ЗАРПЛАТЫ ДО ВЫБОРОВ В ИЮНЕ
Старший тренер сборной России по скелетону, известный немецкий специалист Вилли Шнайдер намерен продолжить работу в команде, несмотря на внушительную задержку зарплаты.
– Вилли, выборы в федерации пройдут 2 июня. Вы намерены дожидаться этого срока, или уже рассматриваете другие предложения?
– Я хочу остаться и работать в сборной России, потому что у нее огромный потенциал. К тому же, ребята из команды не виноваты в проблемах федерации. Было бы нечестно уйти и оставить их в такой момент, когда все происходящее никак от них не зависит. Мой контракт с федерацией действителен до Олимпийских игр-2018, и представитель министерства спорта заверил меня, что в моей работе заинтересованы и проблема с зарплатой будет решена. Я буду действовать в рамках этой договоренности.
– Сколько составляет задолженность по зарплате лично перед вами?
– Я не получаю зарплаты уже гораздо дольше, чем полгода.
– И вы, тем не менее, готовы ждать еще несколько месяцев?
– Несколько месяцев – нет, конечно нет! Ситуация очень неприятна для меня и для моей семьи, все это создает реальные проблемы по жизни. Я не считаю в принципе, что это нормально – не получать денег за свою работу на протяжении стольких месяцев.
– В прошлом сезоне ведущие спортсмены жаловались на чемпионате мира на проблемы с инвентарем. Это тоже следствие финансовых проблем в федерации?
– На мой взгляд, эта проблема надуманна. В нашей команде как только человек становится лидером, он начинает думать только о себе и настаивать на своем. А это не способствует здоровой атмосфере в коллективе. Мы должны быть командой и принимать решения как команда, а не как отдельные спортсмены. Возможно, кому-то кто-то советует, я не знаю. Но в результате даже эти отдельные спортсмены не достигают таких результатов, на какие они могли бы рассчитывать.
– Вам поступают предложения из каких-то других команд, помимо российских?
– Конечно, да. Но у меня действующий контракт с Россией и я не сторонник метаний между командами. Если в России мне доверяют, я не буду рассматривать всерьез какие-то иные варианты, хотя признаю, что они есть.
– 2 июня пройдут выборы президента федерации. Вы уже знаете, кто им станет, или возможно, можете кого-то предложить?
– Честно говоря, это вообще не мое дело. Было бы некрасиво с моей стороны, если бы я, тренер-иностранец, сейчас рассуждал на тему, кто станет лучшим президентом российской федерации бобслея и скелетона. Я даже не имею представления о кандидатах. Пока мне остается только надеяться, что кто бы ни победил на этих выборах, вместе с ним мы будем плодотворно работать и достигнем самых лучших результатов.