Алексей Тищенко: "Это со стороны кажется, что я выигрываю легко"

Telegram Дзен

До открытия ОЛИМПИАДЫ-2008 - 78 дней

      Всего за четыре года Алексей Тищенко прошел путь от вчерашнего юниора до чуть ли не ветерана российской сборной. Его победа на Олимпиаде в Афинах выглядела полновесной сенсацией. Перед Играми в Пекине золотую медаль от Тищенко, похоже, будут требовать в приказном порядке.

В АФИНАХ ЕЛ ЧЕРНУЮ ИКРУ ЛОЖКАМИ

      Подготовка к главному турниру четырехлетия идет своим чередом. 23-летний спортсмен предстал перед корреспондентом "СЭ" абсолютно спокойным и где-то даже немного расслабленным.

      - Напряжения не чувствуете, Алексей?

      - А я предпочитаю лишний раз себя не накручивать. Есть задача: подойти к началу августа в оптимальной форме. Над этим и работаем с моим тренером Леонидом Николаевичем Киселевым. Если проанализировать, то в Афинах я показал чуть ли не лучший бокс в своей карьере. Только финал получился немного смазанным, но конечный результат, как ни крути, оказался важнее. Постараюсь вернуть те ощущения.

      - Кроме победы что еще запомнилось на дебютной для вас Олимпиаде?

      - Если честно, питание. До этого я не раз ездил на сборы, привык в дороге греть дешевую китайскую лапшу. А тут на столах стояла черная икра. Ешь ложками, сколько хочешь. Я и налегал. (Улыбается.)

      - Не так давно выяснилось, что вам в Афинах присвоили звание Почетного жителя этого города. Сильно удивились?

      - Ну да, это, пожалуй, самый необычный титул, которым меня когда-либо награждали. История на самом деле давняя. Года два назад в нашей федерации бокса перебирали бумаги и наткнулись на письмо из Греции. Затем какое-то время оно лежало в Омске, ждало удобного момента. Официальное вручение состоялось этой зимой, на заседании местного Законодательного собрания - я ведь помимо прочего уже год как являюсь депутатом.

      Само звание, насколько слышал, дает право на определенные льготы. Меня знакомые уже подкалывают. Дескать, соберешься строить свой дом - езжай к грекам, они помогут.

      - За последние годы вы навыигрывали массу трофеев, в депутаты вас опять же избрали. Это нелегкий груз?

      - Да как сказать. Я вроде никогда не зазнавался. Меня недавно попросили о чем-то и добавили: "Ты ведь можешь подойти к губернатору, поговорить с ним". Говорю в ответ: "И как вы это себе представляете?" Конечно, меня в Омске многие узнают, я чувствую, что довольно известен, только никогда не злоупотреблял своим положением.

      Ну а про нагрузку… Когда я соглашался на депутатство, конечно, поначалу думал, что это не будет сильно отвлекать от спорта. Первое время старался ездить на все встречи, принимал людей. У кого-то крыша дома прохудилась, кому-то надо помочь со строительством спортивной площадки. Теперь, когда до Пекина остаются считаные месяцы, основную работу пришлось переложить на помощников.

ЧИКАГСКИЙ ШОК

      - В китайской столице приходилось бывать?

      - Нет, был только в Миньяне, который недавно сильно пострадал от землетрясения. Нас ждет на Олимпиаде непростое испытание. Климат в Азии не слишком комфортный. Но ничего, с жарой и влажностью уж как-нибудь справимся. Самое простое - вообще никуда не высовываться из номера между боями. А вот привыкнуть к пище точно не получится. Знаю, что китайцы практически не едят супы. В лучшем случае делают варево на бульонных кубиках. Свой повар нашей сборной будет просто необходим.

      - Судейских проделок не боитесь?

      - Будем надеяться, обойдется без неприятных сюрпризов. В этом году с арбитрами уже пришлось повоевать. Полуфинал на Кубке Короля в Таиланде. Выхожу против местного боксера Пичаи Сайота. За полгода до этого на чемпионате мира в Чикаго я его победил за явным преимуществом. А здесь проходят три раунда. Я раз за разом попадаю, а очки начисляют сопернику. В перерыве сели с тренером. "Ну что, снимаемся?" - "Как хотите", - отвечаю. Немного закипели, короче. Снялись. А можно было еще побороться, поработать над некоторыми комбинациями. Позднее сошлись с Леонидом Николаевичем во мнении, мол, хорошо бы попасть на этого тайца на Олимпиаде в первом-втором круге. Хорошая разминка получится.

      - В прошлом году в ноябре на том самом чемпионате мира вы уступили в полуфинале - впервые со времен афинских Игр. Чем вас так озадачил англичанин Фрэнки Гевин?

      - Начнем с того, что я оказался не слишком хорошо готов к турниру. Где-то мы ошиблись в подготовке, мне элементарно не хватало "физики". Впрочем, и Гэвин держался молодцом. Неприятная у него манера. Надо постоянно догонять, выцеливать с риском напороться на контратаку. В Чикаго я просто перестал успевать за его ударами. Проиграл по делу.

      - Были сильно шокированы?

      - Первое время сильно переживал, не скрою. Но это поражение, может, и к лучшему. Последние годы хочешь не хочешь начала чувствоваться какая-то самоуспокоенность. Зачем лишний раз потеть? - и без того выигрываешь. Тренеры немного ворчат, а результат есть. И тут на тебе. После Чикаго даже какая-то внутренняя неуверенность на ринге появилась. Слава богу, сейчас все вернулось в норму.

      - На тренировках теперь вкалываете за двоих?

      - Да, приходится тяжело. Решили с тренером вспомнить хорошо забытое старое - скоростно-силовую работу в манеже. К примеру, для улучшения работы рук используем легкоатлетическое ядро. Пахать приходится до потемнения в глазах.

      - Можете вспомнить свой самый необычный турнир?

      - Однажды угораздило оказаться в Доминиканской Республике. Жара стояла страшная. Под соревнования отвели какой-то неказистый ангар - из вентиляции только самые обычные решетки на стенах. Хорошо хоть в самое пекло боев не назначали. Зато можно было выйти на ринг в час ночи. И это считалось нормальным.

      - Наша сборная фактически на всех турнирах борется за первое общекомандное место с кубинцами. В чем их главные козыри?

      - Сложно выделить что-то одно. Это хорошо обученные ребята. Жестко бьют, их постоянно надо держать на дистанции. Порой кубинцы не гнушаются грязных приемчиков, ниже пояса могут зарядить. Мне, впрочем, с ними удавалось избегать серьезных проблем. Ни одного поражения, тьфу-тьфу-тьфу.

СВОЮ КНИГУ ДАРЮ КАК ВИЗИТКУ

      - Вы, пожалуй, один из самых продвинутых боксеров в стране: личный сайт в интернете, еще вот появилась книга под названием "Долгий бой с тенью" - фактически ваша автобиография. Сами определяете, как лучше раскрутиться?

      - Люди помогают. Допустим, сайт - идея моего отца. Он нашел специалистов, занимается продвижением ресурса. Сумел даже англоязычную версию запустить. Мне страничка нравится. Бывает, заглядываю на гостевую книгу. Приятно, что слова поддержки в мой адрес приходят из самых разных регионов России.

      А книга... Ну как сказать. Мне предложили идею. Я подумал и дал согласие. Тираж на первых порах получился довольно скромный - тысяча экземпляров. Естественно, это некоммерческий проект. Использую книгу как визитку - раздарил уже очень много, в том числе на юношеских боксерских турнирах. Кто знает, может, для кого-то из мальчишек "Долгий бой с тенью" выступит в роли некого стимула в тренировках. Буду только рад.

      - В сборной России у вас есть друзья?

      - Я со всеми ребятами в ровных отношениях. Главный тренер Александр Лебзяк сумел создать сплоченный коллектив. На турнирах мы поддерживаем друг друга. По сравнению с тем, что было перед Афинами, контраст разительный. Николай Хромов меня, допустим, долгое время не воспринимал всерьез. Я буквально продирался в команду.

      - Сейчас с Хромовым общаетесь?

      - Он работает с Георгием Балакшиным, поэтому, естественно, мы видимся. Как говорится, время все расставляет по своим местам. Я не держу камня за пазухой, нормально общаемся.

      - В вашей карьере были бои, после которых до номера в гостинице добирались на автопилоте?

      - Тяжелее всего пришлось в финале Кубка мира-2005 в Москве. Бился с кубинцем Юриокисом Гамбоа Толидано. Победил по очкам, с приличным запасом, однако вымотался страшно.

      А вообще это со стороны кажется, что я выигрываю легко. Чуть ли не в каждом поединке приходится выкладываться на полную катушку. Хуже всего, когда не рассчитаешь силы. Я полмесяца назад боксировал в Финляндии. Начал один из боев очень резво, а судьи насчитали мало ударов. Во втором раунде горло начало резать, как после тяжелого кросса. Хорошо, сумел-таки прийти в себя и одержал победу.

      - В Пекине сколько человек будет претендовать на победу в вашей весовой категории до 60 кг?

      - Я думаю, человек пять точно наберется. Тот же Гэвин, итальянец Доменико Валентино. Естественно, надо опасаться кубинцев, из Казахстана обычно приезжают крепкие ребята. По мере возможности слежу за конкурентами. И готовлю для них сюрпризы.

      Константин ИВИГИН

      Омск