Правила игры. На примере боя Альварес - Лара

Telegram Дзен

СВОЯ КОЛОНКА

Победа союза рыжих

Александр БЕЛЕНЬКИЙ

Наверное, к пятидесяти с лишним годам во мне, наконец, иссяк пионерский задор, и я дозрел до того, чтобы на кое-что посмотреть под другим углом.

Советская власть умела вбивать в голову некоторые вещи, причем временами далеко не самые плохие. Например, что спорт – это только спорт, ну, с примесью политики, но уж индустрии развлечений там точно не место.

А может, как раз место? Тем более в таких видах, как бокс, где люди ходят как раз на зрелище.

На эти мысли меня навел субботний бой беглого кубинца Эрисланди Лары и рыжего мексиканца Саула Альвареса, который в своей родной стране выглядит как ирландский шпион. Но так как Мексике и Ирландии делить категорически нечего, он, видимо, все-таки таковым не является.

Итак, что же с этим боем было не так? Да, пожалуй, все. Ожидали зрелища, получили тягомотину, напоминающую жевание какой-то пресной нуги. Попалась мне раз такая. И не сплюнешь, и не проглотишь.

Еще мне показалось, что в этом бою двое судей неправильно определили победителя, отдав предпочтение Альваресу. Лично я, как и третий арбитр, поставил 115-113 в пользу Лары. Хотел пересмотреть бой, чтобы проверить правильность своего мнения, – и не смог. Я немало грешил в этой жизни, но повторного просмотра этого боя, по-моему, все-таки не заслужил, а смотреть на Лару – это если и не наказание, то и не подарок, совершенно точно.

Вот здесь-то я и подхожу к сути вопроса. А может быть, судьи, отдавшие свои голоса Альваресу, не такие уж преступники? Может, за их действиями стоит какая-то своя, и не такая уж кривая, правда?

Впервые подобная шальная мысль постигла меня аж в декабре 1999 года. И, надо сказать, застигла врасплох. Тогда в ринге сошлись Уинки Райт, которого мы еще практически не знали, и Фернандо Варгас, молодой, перспективный и очень популярный. Варгаса ждали в недалеком будущем бои с другими тогдашними звездами – Айком Квортеем и Феликсом Тринидадом, но, кажется, Райт был обязательным претендентом на принадлежавший Варгасу титул IBF в весе до 69,9 кг, и избежать боя с ним было невозможно.

Страшно неудобный и очень умный Райт мучил Варгаса и зрителей всю дорогу и, как посчитали очень многие, одержал убедительную победу. Но ему ее не дали.

Помню смущенное и какое-то виноватое лицо Варгаса после боя. Он изо всех сил пытался показать, что уверен в своей победе. Двое судей ему ее и отдали, хотя, повторяю, выиграть должен был Райт. Третий поставил ничейные очки. Ничего особенного, видели мы судейские решения и похуже. Но вот что меня тогда искренне смутило: я поймал себя на том, что ХОЧУ, чтобы судьи отдали голоса Варгасу.

Нет, во всех статьях, написанных после этого боя, я сказал то, что думал: Райт, конечно, победил, но куда деваться от того, что я не хотел, чтобы судьи отдали ему победу?

Почему? А потому, что хотел увидеть бои Варгаса с Квортеем и Тринидадом. Они, кстати, потом состоялись и не обманули ожиданий, многие помнят их по сей день. Райт, кстати, тоже через несколько лет дрался и с Квортеем, и с Тринидадом, но эти бои запомнились куда хуже.

Вот и сейчас я испытал примерно то же, что во время боя Варгас – Райт. Да, мне кажется, что Лара победил, но хочу ли я в будущем смотреть его бои, в которых нет ни страсти, ни огня? Нет, не хочу. Хочу ли видеть бои рыжего Альвареса, пусть он всего лишь, как я уже писал, дровосек, красиво махающий своим топором? Может быть, у меня плохой вкус, но хочу. Пусть машет своим топором и дальше.

Мне кажется, нужно признать то, что в профессиональном боксе зрелищность бойца – это тоже фактор, который необходимо учитывать. В конце концов, люди, выкладывающие из своих карманов немалые деньги (в Америке за просмотр такого боя в прямом эфире, если он идет по системе pay-per-view на кабельных каналах, надо заплатить 50-60 долларов), имеют право получить зрелище, соответствующее цене. Иначе в следующий раз они не заплатят, и лучше от этого никому не будет.

Боюсь, правда, что сам я не смог бы отдать победу "не тому". Да, иногда я выносил в своих статьях "решения", за которые мне потом было стыдно, но только потому, что дело касалось людей, с которыми я дружил или долго болел за них. А вот так – "для пользы дела" – сознательно назвать победителем не того… Нет, не смог бы.

Так, может, и хорошо, что такие, как я, судьями обычно не работают? В конце концов, боксеры тоже не дети, и правила игры они знают очень хорошо.