Вечером в пятницу Денис Лебедев в московском дворце спорта "Мегаспорт" с огромным отрывом победил по очкам экс-чемпиона мира в трех весовых категориях американца Джеймса Тоуни по кличке Туши Свет и завоевал титул временного чемпиона мира по версии WBA в категории до 90,7кг.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ
У меня нет никаких сомнений в двух вещах: что Тоуни действительно получил травму и что он проиграл бы Лебедеву и без нее. Большинство из нас ожидало от Туши Света куда большего. Почему не показал? На то было несколько причин. Первая и главная - Лебедев был идеально готов к этому бою, и это заслуга Кости Цзю. Знаю, что уже это говорил, но не грех повторить еще раз. Кстати, наш бывший абсолютный чемпион еще перед боем, оценивая форму Тоуни, сказал, что тот выглядит "похудевшим, но не здоровым". В этом кроется вторая важная причина плохой формы Тоуни.
В его возрасте нельзя так играть с весом. В последний раз Туши Свет дрался в этой категории (правда, тогда ее лимит был не 90,7 кг, а 86,2 кг) восемь лет назад - против Василия Жирова. Уже в следующем бою, с Эвандером Холифилдом, он весил 98,5 кг и никогда после этого не был легче. В своем последнем бою перед встречей с Денисом Тоуни потянул на весах аж 116,5 кг, причем было это всего-навсего в феврале этого года.
В течение нескольких месяцев после этого он не изводил себя диетами. Ему вообще больше не стоило выступать в более легкой весовой категории. Тем более что опыт показывает: при переходе вниз по весам боксер часто теряется от того, что здесь работают на совершенно другой скорости. Лебедев был куда быстрее всех тех, с кем он дрался в последние восемь лет.
Можно было предвидеть, что Тоуни будет тяжело сделать вес, но он, на мой взгляд, сделал еще одну ошибку. На взвешивании накануне боя он потянул 90,4 кг. Но на ринг поднялся с совершенно иным весом. Где-то килограммов 95-97. Есть множество боксеров, которые могут это делать без ущерба для себя, но не в 43 года. В результате такого быстрого набора веса руки и ноги становятся, как ватные, и резко возрастает опасность получить травму.
Третья причина поражения Тоуни самая очевидная - он просто постарел. Тут никаких комментариев не требуется.
О том, за счет чего победил Лебедев, тоже много говорить не нужно. Он победил за счет себя и своего характера, а еще - за счет Цзю, который его прекрасно подготовил. Но все это уже достаточно далекое прошлое, хотя после боя прошло всего три дня, и все кому не лень теперь задают вопрос: а что дальше?
Хороший вопрос, ответить на который так же легко, как найти дорогу без карты в неизвестном городе, стоя на площади, от которой улицы расходятся лучами в восемь сторон.
Прежде всего, не все ясно с титулом Лебедева, и здесь от Дениса ровным счетом ничего не зависит. Выдавая санкцию на бой с Тоуни, чиновники WBA всячески избегали употреблять слово "interim" (временный), оставляя тем самым себе пространство для маневра. Дело в том, что у них есть серьезные претензии к регулярному чемпиону панамцу Гильермо Джонсу. Чемпион обязан раз в год проводить обязательную защиту титула, но ленивый Джонс в последний раз делал это 2 октября прошлого года, когда он победил нашего Валерия Брудова. Свой следующий бой он провел только позавчера, в субботу. Джонс нокаутировал в 6-м раунде Майкла Марроуна, но тот стоял в рейтинге WBA только на 14-м месте.
Короче говоря, у WBA имеются все основания лишить Джонса титула, и тогда официальным регулярным чемпионом по версии WBA станет Лебедев. Однако спрогнозировать, как поведут себя ребята из WBA, довольно сложно. Логики в их действиях куда меньше, чем у блондинки за рулем.
Слава богу, не все в этой жизни зависит от WBA, иначе нам оставалось бы только всем миром повеситься. Но есть и кое-какие объективные факторы.
После победы над Роем Джонсом и Джеймсом Тоуни Денис Лебедев и со своим временным титулом стал в мировом боксе величиной, которую нельзя игнорировать. А ведь совсем недавно, после его "победного поражения" над Марко Хуком в декабре прошлого года, казалось практически неизбежным, что все сильнейшие боксеры будут делать вид, что Дениса вообще не существует. Нет, они не трусы. Просто никто не хочет за небольшие деньги драться с боксером, который может тебя "оприходовать", когда полно соперников, которых за большие деньги и без больших проблем оприходуешь ты сам.
Победы над звездами, пусть и бывшими, вывели Дениса Лебедева на новую орбиту. Между прочим, еще до боя Бадди Макгерт, тренер Тоуни, сказал мне, что победа Лебедева над Джонсом произвела в Америке очень сильное впечатление. Значит, теперь его акции еще вырастут. Уже сейчас идут переговоры о следующем бое Дениса - уже в Англии со знаменитым американцем, экс-чемпионом мира Антонио Тарвером, а тот сейчас единодушно признается одним из сильнейших боксеров в этом весе.
Наконец, в нынешнем повороте событий есть еще один аспект, о котором часто забывают. Организатор вечера боев на Ходынке и менеджер Лебедева Владимир Хрюнов сказал мне сразу после поединка: "Наши боксеры перестали быть сиротами. Мы теперь можем проводить бои с именитыми соперниками у себя дома. Нам не обязательно ехать к ним, как Лебедев поехал к Хуку, и драться там, где все против тебя. Мы все можем устроить здесь. И к нам поедут, потому что нам есть, что предложить".
Можно как угодно относиться к господину Хрюнову или ко мне, но спорить с этим утверждением довольно трудно. С большим опозданием Россия, давно и прочно завоевавшая серьезные позиции в любительском боксе, наконец-то становится боксерской державой и среди профессионалов. И это, пожалуй, главный итог вечера боев в "Мегаспорте" на Ходынке.
Лебедев потушил легенду
На следующий день после боя, едва продрав глаза, я поехал провожать Джеймса Тоуни. Он со своей командой улетал в Лос-Анджелес. Мы как-то сдружились с Туши Светом за два его приезда в Москву, и хотя болел я, разумеется, за Дениса, за Тоуни тоже как-то болел. По крайней мере - за то, чтобы ему не было так больно не столько даже физически, сколько морально от этого поражения. Вот потому и поехал.
В Шереметьеве в терминале D, когда открылись двери лифта, первое, что я увидел, - широченную фигуру в шубе по колено. Под шубой были две ноги, одна из которых сильно хромала, а над шубой - обритая голова. Это был, понятно, Туши Свет. А неподалеку - члены его команды. Бадди Макгерт, Леймон Брюстер и другие. Встретили меня, как родственника. Все говорили о том, как им понравилось в России. Особенно много говорил Брюстер. "Моя бы воля, я вообще не уезжал бы, - сказал он, прицельно глядя своим единственным рабочим глазом на достойную пятую точку проходившей мимо дамы. - Зачем уезжать, когда тут такое на каждом шагу ходит?"
Потом мы с Туши Светом сидели на лавочке, и наш разговор все время прерывали люди, которые хотели с ним сфотографироваться, - как русские, так и американцы. Он не отказал никому: ни тогда, ни до, ни после. Джеймс был печален. Я знаю эту печаль. Ее знают все, кому за сорок, а спортсмены обычно узнают гораздо раньше, но заставляют себя об этом не думать. Просто наступает время, когда тебя начинает предавать собственное тело.
Шесть лет назад, когда мне было почти столько же лет, сколько Тоуни сейчас, врач-офтальмолог сказала мне, что, если я не хочу неприятностей со зрением, мне придется перестать ходить в боксерский зал. Я пытался объяснить, что тренируюсь совсем не серьезно, просто так, для себя. Врач посмотрела на меня, как на идиота, и повторила, что в зал мне больше ходить нельзя.
Не буду устраивать душевный стриптиз и рассказывать, как я повел себя дальше. Да и не обо мне речь. Но если у меня вызывало такое отчаяние, что какая-то часть моей жизни, далеко не самая важная, уходит навсегда, то что должен сейчас чувствовать Тоуни, от которого только что ушла куда большая часть его жизни, чуть ли не вся она целиком? Свет, наконец, потух для самого Туши Света, и ему еще предстоит научиться жить в этом новом темном мире.
Мы мало говорили. Как мне кажется, люди, не склонные к излияниям, в такие моменты больше всего нуждаются в том, чтобы их молча понимали и не говорили всяких бодряческих глупостей вроде "еще не вечер". Какой там вечер? Ночь давно. Одни битые фонари кругом. И все их погасил Денис Лебедев.
В своей статье перед боем я писал, что существует несколько возможных сценариев этого поединка. Первый из них звучал так: "Оказывается, что 43 года - это 43 года, что все лучшее позади, что тело устало, голове все надоело, реакция подсела, удар затормозился и все в таком невысоком духе. Тоуни проводит очень тяжелый для себя бой. Временами демонстрирует отдельные вспышки былого величия, что вызывает бурную реакцию зала, но в целом выглядит обреченным где-то раунда с четвертого и отбывает номер до конца. Лебедев его просто перебивает в большинстве эпизодов. Его удары слева (Денис - левша) и короткие серии постепенно делают свое дело. В чем-то, не по рисунку боя, а по сути, это напоминает поединок Лебедева с Роем Джонсом".
Нет, я не лезу в пророки, тем более что это был лишь один из четырех рассмотренных в той статье вариантов, и я не отдавал ему преимущество перед остальными тремя. Я только хочу сказать, что спрогнозировать нечто подобное было нетрудно. Но действительность оказалась для Тоуни еще мрачнее.
Все стало более или менее ясно уже в первом раунде. Лебедев оказался идеально готов к бою с Туши Светом. О том, чья это заслуга, мы поговорим несколько позже. А вот для Тоуни дела сразу пошли наперекосяк. Его прекрасная защита, которая держится на работе корпусом, то есть на нырках и уклонах, была при нем, но атака куда-то делась. Впрочем, и в защите нашлась как минимум одна большая дыра. Стоило Тоуни по своему обыкновению уйти вниз, как там его встречал короткий левый апперкот (повторю: Лебедев - левша). Забегая вперед скажу, что Тоуни так и не смог к этому приспособиться. Вообще левая рука Дениса все время его терзала.
Во втором раунде Туши Свет попытался нанести удар справа, но не достал и провалился, согнувшись почти пополам. Тут же последовал левый снизу-сбоку Лебедева, и Тоуни сильнейшим образом болтануло! Честно говоря, уже после первого раунда у меня не осталось ни малейших сомнений в том, по какому сценарию пойдет бой, но теперь показалось, что, вопреки моим прогнозам, Туши Свет может не пройти всю дистанцию.
Дальше события развивались очень быстро. Лебедев как будто на бис повторил свой удар снизу - снова попал. А потом Тоуни, стоя как-то в раскоряку, попытался нанести длинный удар справа, но Лебедев убрал голову, и удар полетел налево, как бумеранг мимо цели, увлекая за собой Тоуни. Правая нога оторвалась от пола, а левая, на которой он завис, совсем чуть-чуть подогнулась в коленном суставе, но не так, как обычно гнется, а сбоку.
Учитывая вес боксера, это неизбежно должно было вызвать травму связок. Тоуни ее и получил, как выяснится после боя. Однако хотел бы подчеркнуть, что эта травма возникла не сама собой, а стала результатом удачных действий Лебедева, вызвавших неудачные ответные действия самого Тоуни. Денис не упустил свой шанс и "насовал" еще несколько ударов. Потом он стал все больше подключать острый джеб, а стоило Тоуни уйти вниз, как там его ждал старый и неприятный знакомый - короткий левый апперкот. Завершил раунд Лебедев мощным левым боковым.
В третьем раунде левым боковым еще раз болтанул Тоуни, но главное не это. Он просто был хозяином положения и снова и снова встречал уход Туши Света вниз левым апперкотом, который стал для того сущим кошмаром. Четвертый раунд прошел в том же ключе. Пятый тоже, но ближе к концу Тоуни удалось несколько раз, пусть и неплотно, приложиться к Денису. Раунд он все равно проиграл, но впервые у него стало хоть что-то получаться.
Первую минуту шестого раунда Тоуни провел неплохо, но потом Денис нанес несколько тяжелых ударов слева. Туши Свет чуть подкорректировал свой уход вниз, а Лебедев в ответ подкорректировал свой удар, который теперь наносил не столько снизу, сколько сбоку. В аэропорту Тоуни мне сказал, что в шестом раунде ему стало по-настоящему плохо.
А между раундами в ринге "зажигали" девочки. Когда-то на музыку Арама Хачатуряна поставили знаменитый "Танец с саблями". А этим красоткам кто-то поставил "Танец с карточками". Хореограф явно знал свое дело. Зрелище получилось достойное. Бедрами они вращали так, что, казалось, они, то есть бедра, сейчас оторвутся от остального тела и улетят к зрителям, которые с восторгом примутся их ловить. Наверное, Сальвадор Дали мог бы написать нечто подобное, прибавив к этому еще парочку пылающих жирафов на горизонте и несколько оплавленных часов. Вообще обстановка в зале была замечательная. Зрители поддерживали Лебедева как могли, а могли они хорошо.
В седьмом и восьмом раундах Тоуни изредка пытался что-то сделать - и не всегда неудачно. Несколько левых боковых и длинных ударов справа "царапнули" Дениса, но сколько американец напропускал в ответ! А закончилось все левым боковым Лебедева и последовавшей за ним бомбардировкой. Однако Тоуни все видел и очень редко пропускал более или менее чистые удары.
В начале девятого раунда Денис в …надцатый, если не в …дцатый или даже …десятый раз встретил уходящего вниз Тоуни левым апперкотом и потом нанес еще несколько ударов с обеих рук. Не знаю, как Тоуни устоял. А это был еще далеко не конец. Джеймс пропустил множество ударов до гонга, и были даже сомнения, что он выйдет на следующий раунд. Но он вышел и даже сносно его провел, а на последних секундах провел правый прямой, который, правда, не причинил Лебедеву никакого вреда, но пропустил очень много. Однако теперь уже появилась уверенность, что Туши Свет все-таки достоит бой до конца.
И достоял. В одиннадцатом раунде его пару раз болтануло, в том числе и от удара левой по корпусу, который Денис несколько раз удачно использовал на протяжении боя, но до печени все-таки по-настоящему не дотянулся. Еще Лебедев очень хорошо периодически доставал соперника джебом. В двенадцатом все шло в том же духе. Бедный Тоуни временами напоминал если не иву на ветру, то дуб во время урагана, но он цеплялся ногами за ринг, как это могучее дерево корнями за почву, и все-таки устоял.
Денис Лебедев выиграл в этом бою не просто каждый раунд, а каждую минуту каждого раунда и почти каждый эпизод. Все судьи отдали ему победу с одинаковым счетом 120-108. Наши зрители, которые еще минуту назад жаждали нокаута, в конечном счете, по-моему, были рады как тому, что победил Денис, так и тому, что Тоуни ушел с ринга на своих ногах.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ
Другие материалы на эту тему - Тушите свет? Сушите весла... //
Джеймс Тоуни: "Вы меня еще увидите" // Следующий - Тарвер. Или Грин?