В субботу в Хельсинки Александр Поветкин нокаутировал в 8-м раунде американца Седрика Босвелла и защитил свой титул WBA в тяжелом весе
Александр БЕЛЕНЬКИЙ
из Хельсинки
Поветкин, по словам своего промоутера Вильфрида Зауэрланда, с которыми трудно не согласиться, провел свой лучший бой за многие годы. Собственно, по-моему, за все годы.
Зато другой главный бой вечера закончился конфузом. Очень популярный в последнее время финский боксер Роберт Хелениус, которого часто называли будущим тяжелого веса, убедительно проиграл бой британцу Дереку Чисоре, но закончил бой на ногах, и этого оказалось достаточно, чтобы двое судей из трех сочли его победителем. У судей с правдой свои непростые отношения. Однако в неудачном выступлении Хелениуса есть и своя положительная сторона - для Александра Поветкина, но об этом чуть позже.
ДЕВОЧКИ И ХУК
Как обычно, первые бои прошли при полупустом зале. Это уже потом он набился практически до отказа. Финляндия - страна тихая, а посему колоритных личностей вокруг ринга собралось немного. Это тебе не Берлин и не Гамбург, куда на каждый бой стекается все местное сутенерство с девочками и понтами.
На этом тихом фоне как яркая звезда блестел только один мужичок с лицом унылого клерка, но при этом в оранжевых штанах, желтом жилете и почему-то в скучном сером твидовом пиджаке. По-моему, к такому прикиду лучше подошел бы красный или зеленый пиджак. Ну или фиолетовый с искрой.
Лично для меня вечер начался удачно: организаторы посадили спецкора "СЭ" просто идеально. Дело даже не в том, что прямо перед рингом (это было важно для решающих боев), а в том, что в нужном месте перед рингом - метрах в пяти от девушек, которые выносили карточки с номерами раундов. Только вот девушек могли бы подобрать и получше. Они были никак не страшные, но все-таки в ожидании главных событий, которое было очень долгим, хотелось большего.
А тут одна из них все время бросала по сторонам тоскливые взгляды, которые на все языки мира переводятся одинаково: "Хочу денег, хочу замуж". Ничего постыдного нет ни в первом, ни особенно во втором желании, но она к своим зрелым девическим годам, на свою беду, так и не поняла, что об этом не надо заявлять так откровенно. Мужики в большинстве своем народ жадноватый и пугливый. Вот и на эту девицу обратил внимание только дедок-фотограф, который в качестве шутки спросил, не холодно ли ей. Ей было не холодно. Ей было грустно.
Еще я заметил, что самая красивая девушка почему-то смотрелась в ринге с карточкой хуже других. Своя логика в этом есть. Все-таки для ближнего боя нужны иные дамы, чем для созерцания с дистанции.
Но тут в зале появились чемпионка мира по версиям WBC, WBA и WBO в категории до 66,7 кг Сесилия Брекхус из Норвегии и американка Куулей Купихеа. От русского бунта их бой отличало то, что он был не бессмысленный, раз на кону стояло столько титулов, но при этом столь же беспощадный.
Брекхус вела поединок вполне профессионально. То, что Купихеа - левша, ее совершенно не смущало. Часто начинала атаки справа. Временами действовала сериями. Удары ее выглядели хорошо поставленными и жесткими. На американку было больно смотреть. (А сегодня, когда вы читаете эти строки, смотреть наверняка еще больнее. Женщина в синяках смотрится куда хуже, чем мужчина. Кажется, я, наконец, сумел сформулировать то, почему не слишком люблю смотреть женские бои, хотя в них, если не впадать в мужской шовинизм, часто можно увидеть очень неплохой бокс. Просто как-то неприятно видеть, как бьют по тем местам, которые созданы для того, чтобы их гладить).
В итоге Брекхус все-таки забила Купихеа, и мой давний знакомый рефери Даниэль Ван дер Вилле остановил бой в заключительном 10-м раунде, не дожидаясь финального гонга. По-моему, правильно сделал.
Чуть раньше в зале появились еще двое - чемпион мира по версии WBA в категории до 90,7 кг немец Марко Хук со своей женой. Никто не знал, что Хуку предстоит сыграть определенную роль во всем этом шоу.
Ну а пока многие подумали: раз подтягиваются такие люди, значит, сейчас на ринг поднимутся Поветкин с Босвеллом. Не тут-то было. Правда, вышли все-таки тяжеловесы - аргентинец Мануэль Альберто Пучета и финн Ярно Росберг. Пучета дрался с мужеством носорога и примерно с его же мастерством. Финн выиграл все раунды, но ни разу не был близок к тому, чтобы нокаутировать соперника. А как нокаутировать носорога? Для этого нужен как минимум штуцер-экспресс, но охотничьи ружья в ринг выносить не разрешают.
И еще одна любопытная деталь. Прошло какое-то время, прежде чем мы сообразили, в чем дело. Раньше бои смотрели в сигаретном дыму. Этого, слава богу, не было. Зато мы смотрели поединки в котлетном аромате. Прямо за нами располагались десятки накрытых столов, сидя за которыми господа и дамы предавались искусству бокса и поглощению пищи. Интересно, когда один боец попадал другому по печени, у них в животах ничего не екало? У меня, совершенно точно, екнуло бы.
СБЫВШЕЕСЯ ПРЕДСКАЗАНИЕ
И, наконец, к рингу направились Седрик Босвелл и Александр Поветкин. Я успел заметить, что Босвелл был весьма грустен, а Поветкин, наоборот, как-то спокойно решителен.
Началось все именно так, как предрекал в своем предматчевом интервью тренер Поветкина Тедди Атлас. Более высокий Босвелл стал постреливать джебом с дистанции. Американец неплохо двигался, и какое-то время казалось, что Поветкину такая манера неудобна, но тут он стал периодически выбрасывать правые кроссы и левые боковые. Пусть пока эти удары были довольно редкими, но их общий "тоннаж" явно превышал "тоннаж" джебов Босвелла.
Во втором раунде все более или менее продолжилось в том же ключе, но Поветкин был, пожалуй, поагрессивнее и порезультативнее. Помимо кроссов и левых боковых он нанес несколько сильных и крайне неприятных джебов. Босвелл тоже не стоял стоблом, он что-то делал, старался, провел крайне неприятную тройку, но как-то не было во всем этом огня. Знаю, что уже говорил это раньше, но все-таки повторюсь: когда бьют не твое лицо, всегда кажется, что это можно делать и поживее. Впрочем, в данном случае этого как раз не хотелось: все-таки это было лицо нашего человека.
Но наш человек меньше всего нуждался в нашей защите. Он только заряжался от пропущенных ударов. Они словно добавляли пороха в его пороховницы, и он тут же стремился все эти запасы использовать против Босвелла. В третьем раунде было несколько таких эпизодов, но при этом казалось, что и американец нащупал какой-то удобный для себя стиль. Что ж, несколько левых боковых Поветкина сбили его с пути.
В начале четвертого раунда история повторилась. Босвелл попал справа, однако Поветкин тут же перехватил его атаку и вернул все с лихвой. Временами стало появляться ощущение, что Босвелл начал сам немного опасаться своих попаданий, так как расплата приходила незамедлительно. А Поветкин только расходился. Он провел несколько серий с акцентом на левом боковом, и Босвелл все их глубоко прочувствовал. Кроме того, обратило на себя внимание и то, что Александр стал лучше защищаться, особенно корпусом, и словно предчувствовал атаки Босвелла. Например, тот много раз пытался нанести внезапный разящий удар справа или левый хук, как опять-таки предрекал Тедди Атлас, но толком у него это так и не получилось.
Перед началом пятого раунда кто-то из зала с сильнейшим финским акцентом прокричал Поветкину: "Давай! Давай!" Ответили ему хохотом. Вообще зал (в том числе и его главная финская составляющая) явно болел за Поветкина. И он старался и за русских, и за финнов. Его левые боковые и правые кроссы то и дело находили многострадальную голову Босвелла. Тот не сдавался. Он огрызался, отвечал своими левыми боковыми и правыми кроссами, многие из которых были крайне неприятными, однако чаша весов все-таки медленно, но уверено склонялась в сторону россиянина.
Правда, в начале шестого раунда Босвелл показал, что "отходняк" ему петь пока рано. Он провел мощный левый боковой навстречу. Александр его явно почувствовал, но ни от каких планов его это отказаться не побудило. Он шел вперед, теснил Босвелла, не давал ему пространства для маневра и перерубал в разменах. Еще Поветкин стал больше использовать апперкоты и временами бил по корпусу. А в конце раунда нанес такой левый боковой, что американца впервые в этом бою болтануло. В общем, в концовке Александр с лихвой отыграл неудачное начало раунда.
В начале седьмого раунда Поветкин увидел, что Босвелл готовит левый боковой, уклонился от удара и нанес своей левый боковой. Вообще такая ситуация, когда Поветкин уклонялся от какого-то удара Босвелла, после чего наносил точно такой же свой, но удачно, повторялась неоднократно. Например, Поветкин не раз защищался уклоном, допустим, от удара справа, а потом быстро бил свой правый.
Александр продолжал проводить серию за серией. Одна из них, в самом конце раунда, завершилась таким левым боковым, что только канаты помешали Босвеллу упасть. Но Александр был тут как тут, набросился на американца и принялся теснить его и бить. Босвелл пытался отвечать, поэтому рефери не останавливал бой, и здесь вовремя для американца и невовремя для Поветкина прозвучал гонг.
В перерыве Босвелл сидел в углу, опустив голову, и выглядел совершенно обреченным. Я сомневался, что секунданты выпустят его на восьмой раунд, но они дали ему последний шанс. Только вот Поветкин его американцу все равно не оставил. Он взялся за дело сразу. Провел в сериях несколько кроссов, левых боковых и джебов. Последние, кстати, в исполнении Поветкина тянули на полноценные силовые удары. Потом Босвелл промахнулся справа, а Поветкин нанес свой правый. Потом было еще много ударов Александра, на которые Босвелл хотя бы изредка, но отвечал, в том числе и справа. Он все еще оставался опасен. Однако после очередного левого бокового Поветкина его болтануло.
Почти сразу после этого Александр запер соперника в углу и стал бомбардировать с обеих рук. Несколько левых боковых особенно потрясли Босвелла, но конец пришел все-таки от правого бокового, после которого американец тяжело повалился на настил ринга. Он попытался встать, но не успел, а когда все-таки встал после гонга, рухнул снова. Это был настоящий тяжелый нокаут. Первый за долгую карьеру Босвелла. Получается, и это предсказание Тедди Атласа сбылось.
Не знаю, как все это действо смотрелось по телевизору, но в зале оно даже отбило запах котлет, а это было, поверьте, нелегко.
НЕСБЫВШЕЕСЯ ПРЕДСКАЗАНИЕ
Однако на этом боксерский вечер не закончился. На ринг вышли британец Дерек Чисора и финский швед Роберт Хелениус.
По-моему, абсолютно все здесь ожидали довольно легкой победы Хелениуса и примерного наказания Чисоры за предматчевое хамство. Поначалу казалось, что так оно и будет. Первые два раунда Хелениус выиграл довольно уверенно. В какой-то момент после очередного удара справа он, сверкнув капой, сказал что-то яростное Чисоре, из чего стало ясно, что тому все-таки удалось разозлить казавшегося абсолютно хладнокровным финна. И вот когда народ уже настроился на то, что зло в лице Чисоры будет сейчас повержено в назидание всем другим "злам", это зло взяло и стало все переворачивать в свою сторону. Зло - оно такое. Оно умеет.
Менее рослый Чисора довольно легко смог нейтрализовать вялый джеб Хелениуса и большую часть времени находился на нужной ему дистанции. Британец был великолепно готов физически, и моторности ему хватило бы на троих. Он постоянно шел в размен и благодаря лучшей форме и удобной дистанции в большинстве эпизодов перебивал Хелениуса. Пусть и немного, но перебивал. Впрочем, временами бывало и много.
Если бы Хелениус мог выдавать ордена своего имени, то орден за номером один он должен был бы с большой помпой вручить рефери, который честно сражался на его стороне. Временами даже казалось, что он готов прикрыть финна своим телом. Помощь главным образом выражалась в следующем: увидев, что в ближнем бою Чисора, в отличие от Хелениуса, действует очень удачно, рефери стал их разводить и делать британцу замечания за опасные движения головой, заодно давая Хелениусу возможность передохнуть. Я бы, честно говоря, вынес суровое предупреждение самому рефери - за опасное движение мыслей в голове.
Кроме всего прочего Хелениус показал неумение бить коротко. То есть он, конечно, бил, но мощи его ударам, лишенным привычного разгона, не хватало. Он тоже временами неплохо попадал. Где-то в середине поединка еще пара раундов получилась достаточно ровной, и при хорошем отношении к финну их можно было отдать ему, но не больше. "Столбовая" стойкость позволила Хелениусу продержаться до самого конца, и нокаутом там даже не пахло, но бой он проиграл вчистую.
На моей "карте" красовалось 116-112 в пользу Чисоры, и это при том, что я отдал Хелениусу те два равных раунда. Больше натянуть, по-моему, было невозможно. Но для судей нет ничего невозможного. Двое отдали победу финну со счетом 115-113. Им я вручил бы "ордена Хелениуса" за номерами 2 и 3. Третий арбитр поставил 115-113 в пользу Чисоры, но даже этого было мало, если считать по справедливости. Только вот справедливость здесь присутствовала исключительно в виде наказания плохих парней.
Впрочем, думаю, даже если бы Чисора перед боем не обещал изнасиловать Хелениуса, а со смущенной улыбкой подарил ему розы, результат от этого не изменился бы. Поражение "надежды тяжелого веса" ни в чьи планы сейчас, похоже, не входит.
ДЕМАРШ ХУКА
Пресс-конференция (по крайней мере та ее часть, в которой принимали участие Поветкин и Босвелл) прошла тихо. Россиянина финны поддерживали на протяжении всего боя и сейчас встретили очень тепло. Александр, ко всеобщему удовольствию, тепло поблагодарил их за это и сказал, что удовлетворен тем, как прошел бой. Когда Тедди Атласа спросили, что он может сказать по поводу боя, он мрачно ответил: "Мы победили!" А потом рассмеялся таким веселым смехом, которого я от него никогда не слышал, и добавил:
"Мы знали, что нам предстоит бой с крупным тяжеловесом с быстрыми и длинными руками, который к тому же умеет боксировать. Мы понимали, что если хотим добиться успеха, нам нужно нейтрализовать его джеб. В этом заключался наш план на бой: уклоняться головой в разные стороны, уходить от джеба, а затем прорываться на нужную нам дистанцию и уже оттуда наносить удары".
Перед боем я брал интервью у Атласа, и он именно так и описывал свой план, который ему полностью удалось осуществить. В какой-то момент я подошел к Атласу и признался, что долгое время сомневался в правильности избранного им пути и даже писал об этом, но теперь он переубедил меня. Мы пожали друг другу руки и расстались друзьями. Если уж без поедания собственной шляпы не обойтись, то лучше сделать это самому, а не ждать, пока в тебя ее запихают.
Ни в коем случае не умаляя заслуг прежнего тренера Поветкина Валерия Белова, который проделал с Александром колоссальную работу, я все-таки хотел бы обозначить то, чего, на мой взгляд, Поветкин добился с Атласом. Чтобы десять раз не повторять спасительное "по-моему", сразу скажу, что все это только мое субъективное мнение. Во-первых, Поветкин стал гораздо лучше чувствовать дистанцию. Во-вторых, он стал работать более серийно, в том числе научился выбрасывать комбинации одной левой рукой. В-третьих, расширил арсенал и прибавил в ударной технике. Его удары стали точнее, а действия - осмысленнее. В-четвертых, у него появился хороший джеб. В-пятых, он стал лучше защищаться, особенно корпусом, и научился резко контратаковать после уклонов и нырков. В-шестых, сейчас Поветкин куда больше верит в себя.
Наверняка можно сказать что-то еще, но это первое, что пришло в голову. Разумеется, для работы осталось еще большое поле, о чем Атлас много говорил, когда мы ехали в отель, но это тема для отдельного разговора.
В самый разгар пресс-конференции к Вильфриду Зауэрланду неожиданно кто-то громко обратился по-немецки из задних рядов. Все головы повернулись туда, чтобы увидеть, как к президиуму своей королевской походкой направляется Марко Хук. Он, как и Поветкин, боксирует под знаменами одной промоутерской компании - Sauerland Event, что вызвало ехидный комментарий со стороны менеджера Александра Владимира Хрюнова: "В семье не без Чисоры". Хук был корректен и краток. Он сказал, что бросает вызов Александру Поветкину и хочет стать первым немецким чемпионом мира в тяжелом весе после Макса Шмелинга. Александр никак против этого не возражал, а Зауэрланд сказал, что рассмотрит такую возможность.
* * *
В заключение я хотел бы отметить один момент, о котором еще обязательно будут говорить. В последнее время Роберт Хелениус не то чтобы потеснил Поветкина с позиции "главного тяжа" в фирме Sauerland Event, но по крайней мере сравнялся с ним. Хуже того - казалось, что такое отношение вышло далеко за пределы этой фирмы.
Однако фактическое поражение от Чисоры наглядно показало, что такие претензии со стороны Хелениуса, мягко говоря, преждевременны. Хотя, справедливости ради, надо признать, что Чисора выглядел в этот вечер более серьезным соперником, чем Босвелл. Однако и Поветкин готовился бы к бою с ним иначе. Мне кажется, они с Атласом смогли бы подобрать ключ и к британцу.