В поединке, который начался в субботу, а завершился уже в воскресенье, Александр Поветкин проиграл Владимиру Кличко, но проиграл достойно. Такое поражение – хороший старт для новых побед. Надо только успокоиться, пережить неудачу и извлечь из нее уроки.
Все российские болельщики, у кого есть мозги, а таких абсолютное большинство, понимали, что у Александра Поветкина изначально было крайне мало шансов на победу над Владимиром Кличко. Все те, кто скрывали, что у них есть мозги, а таких тоже хватает (в последнее время ходить с мозгами стало как-то не модно), тоже это понимали. Это понимали даже те, у кого мозгов нет. Тем не менее, все они надеялись на победу своего соотечественника.
А сейчас, после боя, появились уже другие группы болельщиков. Среди них выделяются две – к счастью, малочисленные, но очень громко о себя заявляющие: те, кто оттаптывается на победителе, и те, кто оттаптывается на побежденном.
И тех, и других предлагаю оставить в покое. Владимир Кличко – человек умный и самодостаточный, к тому же окруженный такой любовью миллионов, что ни в какой защите не нуждается. Но и Александр Поветкин, строго говоря, в защите не нуждается, так как он человек очень сильный духом, что и доказал в этом бою.
Поветкин все-таки стал героем России, несмотря на поражение. Он продемонстрировал все лучшее, все самое мощное, что есть в национальном русском характере. То, что позволило России выиграть все большие войны последних столетий. Маленькие можно было и проиграть, а вот те, в которых на кону стояла сама Россия, – уж извините. Он дрался все двенадцать раундов, и если надо было бы умереть в этом бою – умер бы. Проходи поединок по правилам Лондонского призового ринга XVIII-XIX столетий, когда количество раундов не ограничивалось, так все, боюсь, и закончилось бы.
В наши хилые времена, когда эксперты советуют лицам обоих полов самим снимать штаны перед насильниками (во всех смыслах, не только физическом), чтобы они не нанесли им, таким одухотворенным и нежным, лишних травм, а полиция потом найдет и накажет, Александр показал всем нам пример несгибаемого мужества. А теперь у него есть возможность показать нам еще и другой пример из той же серии.
"Жизнь ломает всех, и многие потом становятся крепче на изломе". Это сказал Эрнест Хемингуэй, певец мужества и достоинства, все более замалчиваемый в мире по причине всеобщего ухода души в пятки. Хорошо сказал. А ведь он был тогда совсем молодым человеком. Это цитата из романа "Прощай, оружие", написанного, когда Хемингуэю не было и тридцати. Правда, у этой цитаты есть и продолжение: "А тех, кого она не ломает, она убивает". Но жизнь, слава Богу, не убила Поветкина, и теперь ему осталось только стать крепче на изломе. Уверен, что у него получится.
Подводя итог своей жизни в "Старике и море", Хемингуэй высказал еще одну мудрую мысль (на самом деле, далеко не одну, но эта как-то особенно врезалась в память, – возможно, потому что книга ею и заканчивается): "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить".
Мне кажется, знаменитый писатель имел в виду как раз таких людей, как Поветкин. Александр проиграл титул, но он не проиграл себя. А это означает, что сейчас еще не только не вечер, а еще даже не полдень.