Итак, 49-0. "TBE! TBE! The Best Ever!" – скандирует толпа друзей, помощников, подхалимов и прочая часть антуража Флойда Мейуэзера. Он сделал это – и объявил об окончании карьеры. И ему нужна эта толпа, нужны уважительные слова, нужны пресмыкающиеся журналисты, чтобы просто верить сейчас, что всем не плевать. Для него именно это – самое важное, а не цифры статистики, деньги и рекорды.
Флойд, несмотря на то, что в последнее время усердно отыгрывал роль селебрити, все время искал поощрения и одобрения. Отсюда его жалостливый взгляд, истерическая реакция на критику, проблемы с самоконтролем, которые теперь становятся достоянием публики чуть реже и любовь к разной показухе. Не получив всеобщую любовь, он переключился на цифры как на метод, универсальный способ зафиксировать свое доминирование и превосходство. Это было удобнее всего, потому что цифры остаются записанными в истории.
Флойд ни разу не проигрывал. Флойд зарабатывает для штата Невада миллиард. Флойд самый высокооплачиваемый атлет современности. Флойд – побеждал боксеров любых стилей... и дальше, нанизываясь на эти цифры, появлялись более спорные утверждения. Мейуэзер – лучший боксер современности. Мейуэзер лучшее, что было в боксе. Мейуэзер придумал этот ваш профессиональный бокс – и так далее. И чем дальше, тем сложнее будет отделить мифы и откровенное вранье, от того что действительно видели зрители в его боях.
Понимая это, многие в ярости. Например Оскар Де Ла Хойя, в промежутке между походами в суд и реабилитационную клинику, нашел время посмотреть этот бой и с облегчением заявил, что теперь, когда Флойд ушел, худшее время в боксе – позади. Это все его больное самолюбие, в этом они с Флойдом похожи. Только Флойд вышел из истории победителем – он вызывал Оскара на бой годами, а затем взял и победил, когда пришло время. Это все техника, тактика, психология, скорость, чутье, умение залезть сопернику в голову, в нужный момент надавить на рефери, при необходимости – ударить не по правилам, – словом, все те вещи, которые и делают Флойда – Флойдом, лучшим боксером в мире.
Конечно, он умеет и многое другое. Бить бывших подружек на глазах у детей, подписывать странные контракты с людьми, которые потом приходят в твой зал с бейсбольными битами и избивают всех, кто попадется под руку, ездить по ночному Вегасу и стрелять в темноту... Еще, как теперь следует из недавнего расследования Томаса Хаузера, к Флойду есть вопросы по части применения запрещенных препаратов. Конечно, есть. И, конечно, вы ничего не докажете. Если вы ловите Флойда, то сгребайте в кучу с ним заодно Пакиао, Роя Джонса и многих других. Про Флойда уже не раз говорилось, что, возможно, он уже не может драться без лидокаина – больные кисти рук и проблемы со спиной. Если ему и нужен был допинг, то только для того, чтобы не развалиться на части в ринге.
Вот и в бою с Андре Берто – он садится в угол после 9 раунда и говорит своему отцу Флойду-старшему о том, что не может бить слева. Лицо у него слегка растерянное в этом раунде, но бой все равно под контролем. До этого он раз за разом выводил себя на замах для удара слева – и хуки снова и снова врезались в челюсть и висок Берто. Когда тот включал сдвоенный джеб и теснил Мейуэзера – что-то получалось, но затем Флойд перехватывал атаки, клинчевал, бил в корпус – и все моментом заканчивалось. Почувствовав, что с рукой что-то неладное, Флойд просто провальсировал остаток раунда, не слишком напрягаясь, а после перерыва перегруппировался и начал чаще действовать справа, все так же почти не промахиваясь.
Не то, чтобы это был совсем скверный бой. Проблема была только в том, что все знали, как он закончится, здесь не было даже тени интриги. Если вы хотели дать Берто шанс, нужно было как минимум дать ему мачете или дробовик.
Флойд побеждает, Флойд доминирует, Флойд бьет рекорды. Но 49-0? Это нонсенс, глупая шутка, какой еще рекорд Рокки Марчиано? Марчиано установил эту цифру для боксеров-тяжеловесов. Рикардо Лопес провел 52 боя – 51 победа и 1 ничья, и это было не так уж давно. С точки зрения послужного списка куда более важные достижения у Леннокса Льюиса, который дважды проиграл нокаутом – но дважды взял убедительные реванши.
А еще Мейуэзер просто взял и довел всех своих критиков. Привел полемику в такую точку, где всем стало внезапно проще признать, что он действительно победил бы любого боксера, если не брать средневесов и выше. Победил бы – но скучно. И это, скорее всего, чистая правда. При этом он продолжал притягивать к рингу знаменитостей, фанатов бокса, политиков, бизнесменов, аферистов всех мастей, и создавал какую-то магическую наэлектризованную атмосферу, которая чувствовалась даже по другую сторону телевизионного экрана. Но в последнем бою не было и этого. Мы еще не знаем точной цифры проданных платных трансляций, но по слухам около 10 тысяч билетов просто раздали клиентам казино и отеля, а также их партнерам. Магия куда-то пропала, огонь угас.
Когда пыль осядет, и Флойд увидит всю картину целиком, возможно, он поймет, что то, что произошло в Лас-Вегасе – это такая расплата. Долгое время он бил лучших и оставался непобежденным, его не любили, но уважали и признавали чем-то, что было выше и важнее традиционных представлений о хорошем боксе. Но то, что он устроил с Пакиао вместо "боя века" – подкосило все надежды, убило все живое, веру в чудо, убедило всех в том, что Флойду плевать на ваше мнение и ваши ожидания. Этого ему не простили. Пройдет время, и это тоже забудется, останутся только цифры 49-0 и заоблачные гонорары, к которым еще долго никто не сможет приблизиться. Флойд этого хотел? Он этого добился.