Сыграть в стиле Фишера...

Telegram Дзен

     На турнире 20-й категории в Голландии лидирует 17-летний норвежец Магнус Карлсен. На пол-очка от него отстают наш Владимир Крамник и Левон Аронян (Армения).

Юрий ВАСИЛЬЕВ из Вейк-ан-Зее

     О двух последних турах - 6-м и 7-м - все рассказать трудно, ведь сыграно было 14 партий. И потому остановлюсь только на самых ярких и запоминающихся событиях. В пятницу пришла печальная весть о кончине великого чемпиона - Роберта Джеймса Фишера. И 6-й тур начался с минуты молчания. Сотни любителей, десятки профессионалов, играющих в турнирах А, В и С, а также убеленные сединами Маэстро, играющие в "Турнире почета" - Виктор Корчной, Лайош Портиш, Любомир Любоевич и Ян Тимман, - поднялись в едином порыве, скорбно опустив головы. Они стояли, будто в почетном карауле у гроба величайшего Гения Игры, гордого скитальца, бросившего вызов миру, скончавшемуся в изгнании, но непобежденного.

     Сейчас все спохватились, словно прозрели и вдруг поняли, кого потеряли. Мгновенно забылись его эпатажные высказывания, потому что перед Вечностью все мелкое и суетное отступает, высвечивается только самое главное. А главным для Фишера были шахматы. Они одни. И больше ничего.

     В этот день, говоря о сыгранных партиях, супергроссмейстеры вспоминали о том, для которого приставки "супер" не требовалось. Потому что Фишер сам олицетворял шахматы.

     Я приведу лишь некоторые высказывания гроссмейстеров об 11-м чемпионе мира.

     Владимир КРАМНИК:

     - Жаль человека. Жаль гениального шахматиста, хотя я и не разделял его мировоззрения. Жаль, что он не до конца реализовал себя в шахматах, уйдя из них на долгие годы. Фишер внес в эту игру очень многое, но мог внести гораздо больше. Последние годы очень грустно было смотреть на все эти его метания, преследования, да и умер он, скорее всего, от того, что не лечился как следует: боялся - считал, что его хотят убить всевозможные спецслужбы. Но при всех очевидных отклонениях в психике голова у него работала хорошо. В шахматах он, безусловно, харизматичная личность. Очень противоречивая, неоднозначная, но очень яркая. Несмотря на свою короткую карьеру, Фишер оставил серьезный след в этой игре. И шахматисты будут помнить его всегда.

     Теймур РАДЖАБОВ:

     - То, что Фишер после матча 1972 года ушел из шахмат, было огромной потерей для нашего мира. Когда он вернулся в 1992-м, это был, конечно, уже не тот Фишер... Но все равно все ждали, что он еще хотя бы раз где-то появится - может быть, на турнире в Майнце, где играют в его шахматы. Но, увы, этого не случилось. Его смерть - большая потеря для всего шахматного мира и для меня, человека, который учился на его партиях... Он одним своим присутствием на земле вдохновлял каждого, кто видел его партии, на шахматные подвиги... Теперь его нет. И это очень и очень грустно...

     Любомир ЛЮБОЕВИЧ:

     - Он был колоссальным шахматистом. Никто больше в истории шахмат не имел такую звезду... Пожалуй, лишь Таль. Но у Таля были и другие интересы, а Фишер был целиком поглощен только шахматами. Его идеи на доске были такими чистыми! Такими прямыми! Он шел только вперед! Люди, подобные Фишеру, рождаются на Земле только раз. Конечно, у него был трудный характер, но и в жизни, и в шахматах он был одинаково прямым: своих приятелей очень любил и всегда им помогал, а противников всегда побеждал. Фишер сделал намного больше для всех нас, чем для самого себя. С его смертью шахматы потеряли ауру Великого Игрока. Но его идеи, память о его феноменальной карьере останутся навсегда.

     "Гении уходят и гении приходят", - так афористично выразился Геннадий Сосонко, бессменный капитан сборной Нидерландов, бывший советский, а ныне голландский гроссмейстер, известный шахматный литератор и журналист, когда мы вместе наблюдали за тем, как демонстрирует свою победу над Юдит Полгар юный норвежец Магнус Карлсен. Эта победа позволила набрать экс-Малышу очень неплохие "плюс три" и стать единоличным лидером турнира.

     Конечно, с легендарным Фишером Магнуса сравнивать нельзя хотя бы потому, что его нежно опекает папа, носит на руках Норвежская шахматная федерация и приглашают на все самые престижные соревнования абсолютно все организаторы, включая российских (Магнус был участником обоих Мемориалов Таля в Москве).

      Столь сильного "попутного ветра" у Фишера не было никогда. Он был героем-одиночкой, сокрушившим всех. Конечно же, великий и трагический путь Фишера - неповторим. Но мы все равно будем искать его черты в каждом новом юном герое, появляющемся на шахматном горизонте...

     Магнус выиграл у венгерки очень чисто и в высшей степени профессионально: столкнувшись с новинкой, которую ему приготовила Юдит в защите Нимцовича, юный викинг вернул даме лишний материал и стал расчищать диагонали для своих слонов. Воспользовавшись еле заметным промедлением своей соперницы, Карлсен быстренько организовал набег на оставленный черным монархом королевский фланг и выиграл пешку. И уже на 26-м ходу стратегически партия была решена в пользу белых, которыми владел Магнус.

     Сыграл ли Магнус в стиле Фишера? Начнем с того, что Фишер в свое время даже чемпионке мира предлагал фору - коня... Конечно, это была шутка. Озорство, мальчишество. Многие высказывания Фишера раздували и преподносили как сенсацию. Но, конечно, в 17 лет Фишер вполне мог сыграть такую вот чистую и цельную позиционную партию, какую сыграл Магнус.

     В 6-м туре очень важную победу одержал Крамник. В продолжавшемся 110 ходов поединке против Ароняна Владимиру пришлось выигрывать  дважды. На 25-м ходу Крамник сыграл очень красиво - 25.Kc3!!

     Однако, когда я в нашей беседе с Владимиром назвал этот выпад  феноменальным, он только усмехнулся и сказал: "Он, конечно, красив, но его показывает компьютер..." Замечу попутно, что Фишер, когда шел завоевывать титул чемпиона, компьютерами не пользовался, а нынешние чемпионы такого позволить себе не могут.

     Не знаю, до какого хода у Крамника и его помощника Сергея Рублевского при подготовке все, что случилось в партии, "стояло на экране компьютера". Но, как признали и Крамник, и Аронян, белые вышли из дебюта с шансами, которые оба оценивали одинаково: "у черных безнадежно".

     Но недаром у шахматистов есть поговорка: "Самое трудное - выигрывать "выигранные позиции". Как признался мне российский гроссмейстер, посчитав, что выигрывает "как угодно", он расслабился и был вынужден перейти в ладейный эндшпиль с двумя лишними пешками "f" и "h", который теория оценивает как ничейный. Но на 103-м ходу Аронян допустил ошибку (необходимо было вместо 103...Крf7? избрать 103...Ла5) и проиграл.

     - Эндшпиль с пешками "f " и "h" теоретически ничейный, но там очень много ловушек. За секунды, которые оставил себе Аронян, трудно было не допустить ошибки, - заключил Крамник.

     Но уже в следующем туре Аронян вновь вернулся на прежнюю строчку турнирной таблицы, обыграв в принципиальной дуэли Теймура Раджабова.

     Все решающие события еще впереди.