Президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов в интервью "СЭ" признался, что до сих пор с теплотой относится с Гарри Каспарову, несмотря на конфликт между ними. По его словам, главным минусом Каспарова является неумение ладить с людьми.
– Почему Каспаров по отношению к вам ведет себя так агрессивно?
– А ведь мы с ним когда-то дружили. Я и сейчас к нему великолепно отношусь. Великий чемпион, боец, сгусток энергии и эмоций. Часто любил кушать у него дома пельмени. Их вкусно готовила мама Гарика – Клара Шагеновна. А что потом? Каспаров не умеет ни с кем долго держать хорошие отношения. Может быть, поэтому у него и в политике не получается, вернее, в ней он ведет себя как ребенок. Потому на последних выборах в Норвегии за ним не пошли люди, не выбрали его главой ФИДЕ, хотя по имени кто, как не он.
Гарику я помогал много раз – от мелких просьб до дел на миллион долларов. Никогда не забуду, как он продавал мне корону, которую выиграл за матч с Карповым в Лионе. Фирма "Корлофф" тогда сделала уникальное ювелирное изделие – корону в виде двух букв "К". Украшение из золота (вес больше 8 килограммов) с 1118 бриллиантами. Каспаров должен был продать ее какому-то шейху, а вырученные деньги отдать в помощь армянским беженцам. Шейх слился, и конечно же он обратился ко мне. Корона эта мне была не нужна. Но как не помочь Гарику? Договорились, что я отдам за нее миллион долларов. В итоге Каспаров начал причитать, что за сделку французское государство возьмет процентов 30, и мне нужно накинуть и их. Тут я уже возмутился. Мы же уже договорились. Мне что, еще и налоги покрывать?
– Каспаров смирился с потерей денег?
– Нет, пришлось Гарику везти контрабандой корону в Цюрих, где я его ждал. Он ее засунул в спортивную сумку, сверху накидал книг, а бдительность таможенников в поезде усыпил автографами. Кстати, было смешно наблюдать, как мой помощник и Гарри Кимович с ручкой на корточках пересчитывали бриллианты, которых оказалось почему-то на пять штук больше. Вот так 13-й чемпион мира получил от меня миллион. Зачем мне эта корона, которая так и хранится в банковской ячейке, до сих пор понять не могу.
А звонка от Гарика я жду. Он прекрасно знает, как меня найти. Может быть, когда-то одумается, позвонит, вернется в Россию и будет работать на благо шахмат. (Кирилл ЗАНГАЛИС)