Юрий Авербах: "Алехин - гений в роковых обстоятельствах"

Telegram Дзен

ШАХМАТЫ
МЕМОРИАЛ АЛЕХИНА

Завтра в Париже открывается турнир, посвященный четвертому чемпиону мира Александру Алехину. Первые пять туров пройдут в Лувре, заключительные четыре – в Русском музее Санкт-Петербурга. Сегодня историк шахмат, гроссмейстер Юрий Авербах в беседе с корреспондентом "СЭ" вспоминает некоторые страницы из жизни шахматного гения России и Франции.

– Юрий Львович, что думаете о 4-м чемпионе мира?

– Александр Алехин – единственный чемпион мира, который умер непобежденным.

В отличие от 3-го чемпиона мира Хосе Рауля Капабланки, который был в основном шахматистом позиционного плана, Алехин поднял на пьедестал комбинацию. Его высказывание, что благодаря шахматам он воспитал свой характер, очень показательно. Ботвинник вообще считал, что основное качество шахматиста – это характер. Сильный характер – значит, сильный шахматист.

– А ведь по природе своей Алехин был тихим и замкнутым человеком...

- Алехин учился в знаменитой Поливановской гимназии на Кропоткинской. Вместе с Валерием Брюсовым и Вадимом Шершеневичем – будущими известными поэтами. И ни один из них не написал об Алехине ничего, кроме того, что они вместе учились. Александр нелегко сходился с людьми, был, что называется, интровертом. Он рано начал играть в шахматы, был углублен в себя. Не случайно у него было прозвище Тишайший. Свои ранние партии, игранные по переписке, он подписывал "Т. Алехин". У нас в библиотеке Центрального дома шахматиста хранится популярный учебник шахматной игры на французском языке, принадлежавший Алехину, и на одной его из страниц рукой гроссмейстера написано карандашом: "Тишайший".

Трагизм судьбы 4-го чемпиона мира заключается в том, что с таким вот характером он попал в круговорот мировой истории: Первая мировая война, революция, Вторая мировая война. Гений в роковых обстоятельствах…

– И в этих обстоятельствах Алехин проявлял себя как сильная личность. В 1914-м году он ушел добровольцем на фронт воевать с немцами…

– Александр был начальником санитарного поезда. За заслуги по спасению раненых награжден двумя георгиевскими медалями, а за то, что лично вытащил с поля боя офицера, – орденом Святого Станислава с мечами. Дважды был контужен. Второй раз довольно тяжело. Несколько месяцев лежал в госпитале, где его навещали местные шахматисты, с которыми он играл, не глядя на доску.

– Потом грянула революция. И в 1919-м Алехин чуть не погиб в Одессе, где его арестовали чекисты...

– История такая. Алехин приехал в Одессу якобы играть в турнире, но если учесть, что это был 1919-й год, думаю, его единственной мыслью было уехать из Советской России. В гостинице он поселился в номере, в котором до него жил агент английской разведки. То ли по этой причине, то ли по какой-то другой, но Алехина арестовали. Об этом узнал известный одесский шахматный мастер Яков Вильнер, в то время работавший в Трибунале (в сущности, в ЧК). Он позвонил в Харьков Христиану Раковскому, председателю Совнаркома и наркому иностранных дел Украины. Благодаря этому звонку Алехин был спасен. Время было такое: могли ведь и расстрелять только за дворянское происхождение.

– А уехать из Советской России в 1921-м году Алехину удалось благодаря женитьбе на Анне-Лизе Рюэгг – активистке швейцарской социал-демократической партии. Но и этот брак шахматиста, как и предыдущий, был недолгим...

– Все женщины, с которыми был близок Алехин, были значительно старше его. Думаю, свою роль тут сыграло то, что мать будущего чемпиона мира лечилась от алкоголизма, часто уезжала за границу, и Александр фактически воспитывался бабушкой – Анной Александровной Прохоровой. Именно она научила его играть в шахматы.

– Мне кажется, в одной из ваших книг я читал, что Алехиным владела лишь одна настоящая и пламенная страсть: завоевание высшего титула в шахматах.

– Так оно и было. Петр Арсеньевич Романовский (известный теоретик, двукратный чемпион СССР. На Всероссийской олимпиаде 1920 года был вторым после Алехина. – Прим. Ю.В.) рассказывал, что, по мнению Алехина, следующим после Ласкера чемпионом мира должен был стать Капабланка. Этим и объяснялся повышенный интерес Алехина к кубинскому гроссмейстеру. В 1913 году, когда Капабланка приезжал в Петербург в качестве сотрудника консульства, и в 1914-м, во время знаменитого Петербургского турнира, Алехин много времени проводил с кубинским шахматистом. Как был уверен Романовский, Александр уже тогда готовил себя к будущему матчу с Капабланкой. Я долгое время сомневался в этом, но сейчас все больше склоняюсь к той же мысли.

– Как гроссмейстер, способный бороться за мировое первенство, Алехин сформировался в России. А во Франции его талант раскрылся во всей мощи и красоте. Под французским флагом он обыграл Капабланку и завоевал титул чемпиона мира, под французским же флагом играл на Всемирных шахматных олимпиадах…

– Они в то время назывались Турнирами наций. Алехин был капитаном французской команды, когда в знак протеста против вторжения фашистской Германии в Польшу, на Турнире наций 1939 года отказался от игры с немецкими шахматистами.

– Не вывел команду на матч?

– Да. И в результате немцы заняли первое место.

– Удивительно, но судьба все время сталкивала Алехина с немцами. В молодости он был в немецком плену, воевал с Германией на фронтах Первой мировой, потом пошел добровольцем во французскую армию, чтобы сражаться с фашистами. А после войны подвергся жестоким гонениям за сотрудничество с нацистами. Хотя фактически чемпион мира находился у них в плену.

– Да, так писал Алехин. Его жена Грейс Висхар была еврейкой. Александр боялся, что ее отправят в концентрационный лагерь, поэтому был вынужден выполнять все, что прикажут нацисты.

– Гибель Александра Алехина окутана мраком. По официальной версии, он умер, подавившись куском мяса. Однако существует и другое мнение. В 1992 году, во время матча Фишер – Спасский в Белграде, знаменитая югославская шахматистка Милунка Лазаревич познакомила меня с человеком, который знал официанта, обслуживавшего Алехина в ресторане португальского городка Эшторил. Этот человек рассказал, что перед смертью официант признался, что отравил Алехина. На смертном одре он покаялся священнику.

– Я был в Эшториле. К сожалению, здание, где Алехин был обнаружен мертвым, было уже снесено. Я с подозрением отношусь к официальной версии, в ней много неясного... Считается, что Алехина убили. Ничего не могу сказать на этот счет...

– Юрий Львович, а как вы относитесь к тому, что первую часть турнира памяти Алехина проведут в Лувре, а вторую – в Михайловском замке Русского музея в Санкт-Петербурге?

– Красивое решение почтить память гения шахмат России и Франции.