ШАХМАТЫ // МЕМОРИАЛ АЛЕХИНА
Начало Мемориала Алехина, который проходит в парижском музее Лувр, получилось крайне интригующим. В двух стартовых турах потерпели поражения премьеры шахматной сцены: чемпион мира Ананд, второй шахматист мира Аронян и экс-чемпион мира Крамник.
Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Парижа
После двух туров в турнире лидирует скромный труженик 64-х полей с Туманного Альбиона Майкл Адамс. Сильнейший английский гроссмейстер – человек приятный и мягкий, и свое несколько жутковатое прозвище Паук получил за вязкую, обволакивающую манеру игры, затягивающую вражеские фигуры в гибельную паутину. Во втором туре в его сетях завязли и погибли фигуры Петра Свидлера.
Микки и Петр – большие друзья, оба любят крикет и порою, когда Петр бывает в Лондоне, вместе смотрят матчи по этому весьма экзотическому для нас виду спорта. Однажды (было это на турнире в Дортмунде) Свидлер, склонный к афористическим высказываниям, в нашем разговоре так охарактеризовал свое увлечение: "Крикет – это состояние души!" Но крикет крикетом, дружба дружбой, а испанская партия соответственно испанской партией. Именно в этом начале на этот раз Паук Адамс и удушил своего друга и товарища по увлечению крикетом.
После партии, когда Микки пришел в пресс-центр, корреспондент "СЭ" поинтересовался у англичанина, было ли еще когда-нибудь в его карьере такое: две победы в двух матчах на старте супертурнира?
– Было. Однажды так же удачно стартовал в London Chess Classic. Но это было уже давно, – улыбается Адамс.
В этот вечер я задавал участникам, добившимся побед, один и тот же вопрос: как они относятся к творчеству четвертого чемпиона мира Александра Алехина?
Вот ответ Майкла Адамса:
– В детстве у меня настолько засела в мозгу невероятная по силе и красоте комбинация Алехина, проведенная им против Рихарда Рети на турнире в Баден-Бадене в 1925 году, что я полюбил Алехина на всю жизнь, – сказал Адамс. – Это самая красивая комбинация из всех, когда-либо мною увиденных, и, думаю, самая красивая в истории шахмат.
– Алехин – это классика шахмат, покрытая многолетней пылью, или его творчество все еще современно?
– Алехин – исполинская фигура, это на все времена!
В Париже во втором туре была сыграна необычная партия, удивительная по рисунку и эффекту, произведенному на зрителей (как реальных 500 человек в павильоне парка Тюильри, входящего в ансамбль Лувра, так и "виртуальных", коих в сотни раз было больше). Белыми играл 22-летний чемпион Франции Максим Вашье-Лаграв, черными – чемпион Китая Дин Лижень. Позиция, которую создали белые, перегородив, как тяжелым валуном, пешкой "е" весь королевский фланг черных и заперев на 8-й горизонтали почти все боевые единицы черных, была достойна кисти самых выдающихся шахматных художников и производила неизгладимое впечатление.
А вот что думает Максим об Алехине:
– Так, как Алехин умел сохранять и развивать инициативу, – пример для подражания всем гроссмейстерам. В этом он чрезвычайно современен. Творчество Алехина, как известно, вдохновляло Каспарова и в какой-то степени и меня тоже. И моя сегодняшняя партия в известной степени вдохновлена Алехиным.
– По возрасту вы ненамного старше Магнуса Карлсена. Но норвежец, как говорит о нем Владимир Крамник, находится "где-то в космосе". Рассчитываете когда-нибудь его догнать?
– К сожалению, я потерял довольно много времени, занимаясь не тем, чем нужно было заниматься, но сейчас я пытаюсь наверстать упущенное. Постараюсь подняться так высоко, как получится, и если представится шанс бороться за мировое первенство, выложусь полностью.
У Левона Ароняна, обыгравшего во втором туре Крамника, я спросил, как ему удается так быстро встать на ноги после "нокдауна", полученного в первом раунде от китайского гроссмейстера?
– Мы в этом деле много лет для того, чтобы играть хорошо после того, как мы играем плохо, – философски ответил второй шахматист мира.
– Поначалу казалось, что в вашей партии с Владимиром "жизни" не так много...
– Я так не думал. Все-таки, как вы знаете, слон "больше" коня. И поэтому я надеялся, что это обстоятельство скажется. Мне кажется, что 20...ef неудачный ход, после чего проходная пешка белых "d" очень сильна, черные нигде не могут позволить себе разменять ферзей, так как их король далек.
– Что для вас значит Алехин?
– Наверное, вы знаете, что Алехин – мой любимый шахматист. Он один из первых игроков, который понял, что такое динамика в шахматной борьбе. Он не играл Пирца-Уфимцева, а играл то, что "по центру", и динамично.
– Можете считать себя творческим наследником Алехина?
– А я таким себя и считаю, – парировал Аронян.
Мемориал Алехина. 2-й тур. Вашье-Лаграв (Франция) – Дин Лижень – 1:0. Аронян (Армения) – КРАМНИК – 1:0. Адамс (Англия) – СВИДЛЕР – 1:0. Ничьи: ВИТЮГОВ – Ананд (Индия), Фрессине (Франция) – Гельфанд (Израиль).
Положение после двух туров. Адамс – 2. Вашье-Лаграв – 1,5. Аронян, КРАМНИК, Дин Лижень, Фрессине, Гельфанд – 1. Ананд, ВИТЮГОВ, СВИДЛЕР – 0,5.