Каспаров бросил перчатку Илюмжинову

Telegram Дзен

ШАХМАТЫ

На Конгрессе ФИДЕ в Таллине дан старт предвыборной кампании за кресло главы международной шахматной федерации. Претендентов пока двое – действующий президент Кирсан Илюмжинов и 13-й чемпион мира Гарри Каспаров.

То, о чем так долго твердили миру, свершилось – Гарри Каспаров официально заявил о своем желании стать самым главным шахматным чиновником. Надо сказать, что на протяжении всей своей блестящей карьеры "Тринадцатый" всеми доступными ему средствами боролся с диктатом ФИДЕ и методами ее руководства. С начала 80-х, когда он только вступил в борьбу за звание чемпиона мира, стрелы его критики были направлены на Флоренсио Кампоманеса. С 1995 года, когда этот пост занял Кирсан Илюмжинов, – на экс-президента Калмыкии. Чаще всего эти претензии носили чисто личный характер, когда руководство ФИДЕ изощренно вставляло палки в колеса его чемпионской колесницы. Порой, особенно по молодости, когда Каспаров забывал о личных целях, он действительно беспокоился о будущем шахматного мира: грезил о его профессиональном переустройстве и приходе корпоративных денег, но прежде всего – о том, чтобы отнять у чиновников право решать судьбу игроков за них.

На протяжении нескольких лет в конце 80-х он стоял во главе гроссмейстерского профсоюза (по его же инициативе и созданного в 1987 году), но ушел с этого поста, когда коллеги отвергли его революционные предложения и пошли на соглашения с ФИДЕ, опасаясь мифического раскола шахматного мира. Каспаров немало сделал для своих коллег, не говоря уже о популяризации своей игры. Он придумал и реализовал идею Кубка мира – турнирной серии, в которой приняли участие все лучшие игроки; организовал серию быстрых "Гран-при Интел", показав всем, что шахматы могут быть вполне телегеничными; вступил в сражение с сильнейшими компьютерами, заставив мир завороженно следить за противостоянием Человека и Машины. Но, удивительное дело, чуть ли не за все, за что Гарри превозносили, его же нещадно и критиковали, видя в проявлениях его порывистой, богатой на выдумку натуры в первую очередь личную выгоду, тягу к славе и его стремление повелевать чужими судьбами...

Так, в последние годы всякий раз, заслышав о желании Каспарова возглавить ФИДЕ, даже из уст его единоверцев вместе с надеждой на обновление, у гроссмейстеров нет-нет, но вырывались сомнения: а что если станет еще хуже? Ведь Гарри при всей своей образованности и знании предмета никогда не был человеком компромисса, и толерантность, с войственная первому лицу большой организации, никогда не была в числе его добродетелей, и он может запросто наломать дров. А кроме того, у него практически нет управленческого опыта, что тоже имеет немаловажное значение. В конце конов, должность президента ФИДЕ – это не только права, но еще и масса обязанностей. Легко критиковать оппонентов, попробуй что-то сделать сам.

Три года назад на конгрессе в Ханты-Мансийске Каспаров уже принимал участие в президентских выборах в ФИДЕ – нет, не баллотировался, но активно поддерживал кандидатуру своего предшественника на шахматном троне Анатолия Карпова. Что же он вынес из поражения гораздо более искушенного политика Карпова? Ведь тот имел и мощную финансовую поддержку со стороны французской федерации: у него был готовый офис, штат сотрудников и здравая программа преобразований, однако Илюмжинов в который раз победил на выборах. Многим кажется, что чуть ли не вся активность ФИДЕ как раз сводится к этим нескольким предвыборным дням раз в два года, когда на конгрессе идет предельно жесткая борьба за голоса делегатов.

Для многих очевидно, что нынешняя ФИДЕ, живущая по законам, заложенным на заре 80-х изворотливым филиппинцем Кампоманесом, для которого личное паблисити было важнее реальных дел, нуждается в кардинальной реформе – идеологической, управленческой... Причем менять нужно все и разом – косметическими средствами вряд ли можно обойтись. Международной федерации нужна новая концепция, новый взгляд, свежие идеи и, конечно, деньги. Сможет ли их предложить Каспаров?

В президентский билет Каспарова вошли Ян Каллеварт, Ахмед Аль Хаед, Африка Мсиманг, Рекс Сингфилд и Игнасиус Леонг. За исключением Сингфилда, который в 2008 году сделал Сент-Луис шахматным центром США и Леонга, который с 2005 года занимает должность генсека ФИДЕ, – люди в шахматном мире почти неизвестные. На этом основании Гарри даже попеняли, что среди его новых соратников нет ни одного профессионального шахматиста: мол, как будете защищать их интересы? "Конечно, меня никто уже не воспринимает иначе как шахматного пенсионера, – пошутил он, услышав этот упрек. – Но, думаю, я мог бы дать сеанс любой команде, составленной из шахматных чиновников, которую выставят против нас! Кроме того, моя команда не ограничивается пятеркой вышеназванных, в нее входят и гроссмейстеры".

Так что же предлагает Каспаров? Его программа преобразований международной шахматной федерации, опубликованная на официальном сайте компании, включает в себя "шесть победных шагов": ФИДЕ будет прозрачной, ФИДЕ будет поддерживать национальные федерации, ФИДЕ будет иметь солидную базу (речь о корпоративных деньгах, которые как по мановению волшебной палочки хлынут в шахматы), ФИДЕ будет развиваться (под этим подразумевается универсальная рейтинговая система), ФИДЕ будет обучать (программа "шахматы в школах") и ФИДЕ урегулирует правила. Под этим пунктом сегодня подписались бы многие шахматисты, которые в последние годы, по сути, стали заложниками "шахматных ра-ционализаторов" из ФИДЕ.

На словах звучит великолепно, но... какой будет реализация? Там более что над рядом вопросов вроде привлечения в шахматы корпоративных денег и телевидения федерация безуспешно бьется не один десяток лет. Да благосостояние самой ФИДЕ многие годы чуть ли не напрямую зависело от щедрости Кирсана Илюмжинова, по его словам, вложившего в нее больше 50 миллионов долларов. Хорошо известно, что у Каспарова таких денег нет, да и не собирается Гарри выступать спонсором.

Кстати, если экс-чемпион мира довольно пышно представил свою президентскую заявку на конгрессе ФИДЕ, проходящем в эти дни в Таллине, то Илюмжинов о своем намерении сохранить за собой пост, который занимает с 1995 года, доложил скромно, почти буднично. Да и зачем представляться, кто его не знает? Да и за 18 лет у руля ФИДЕ Кирсан Николаевич совершил немало революций в мозгах, в последние годы занятый глобальной, если не сказать философской задачей: как довести количество играющих в шахматы по всему миру до миллиарда человек. А когда эта задача будет выполнена, он найдет для себя новые цели. Возможно, не только в шахматах.

Имеет место и еще одна точка зрения: новым президентом ФИДЕ не будет... ни тот ни другой! Им станет кто-то третий. Кто? Пока неясно. Однако существование этой "третьей силы" было вполне ощутимо даже в Таллине. А учитывая, что до выборов, которые пройдут во время всемирной шахматной олимпиады в норвежском Тромсе в августе-2014, осталось 10 месяцев, нас ждет еще немало неожиданностей.