ШАХМАТЫ. ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ-2014
Центральная партия восьмого тура между Левоном Ароняном и Вишванатаном Анандом не затянулась – соперники разошлись миром через полтора часа, не сделав и 20 ходов. Но никому из конкурентов посягнуть на их турнирное положение не удалось.
Вообще-то Аронян всегда был крайне неудобным соперником для Ананда, до их первой партии в Ханты-Мансийске на счету Вишванатана была одна-единственная победа в классике над Левоном – в Вейк-ан-Зее-2013 – при пяти поражениях. Более того, за месяц до турнира претендентов в Цюрихе армянский гроссмейстер наголову разбил экс-чемпиона мира, выиграв трижды – в блиц, в быстрые шахматы и в “классику”.
Победа Ананда над Ароняном в 1-м туре в Хантах произвела впечатление даже на Магнуса Карлсена, который, по его словам, получил большое удовольствие: “Виши продемонстрировал блестящую технику!” Правда, даже несмотря на это, именно в Левоне чемпион видит своего будущего противника по матчу за корону: “Он – единственный, кто в состоянии выиграть этот турнир с отрывом...” А если не он, то имя будущего соперника норвежца определится в множестве "стыков".
Судя по всему, Аронян решил не откладывать выяснение вопроса в долгий ящик. Тем более что “проверка на дорогах” удачно прошла у него в Цюрихе. Дело не в конкретной дебютном варианте, но в самом типе позиций, где у Ананда существуют определенные недостатки. Заранее было понятно, что никакой теоретической дуэли в этой партии не будет. Но то, что Левон удивит соперника уже на 3-м ходу, трудно было предположить. На высоком уровне 3.Фb3 не играли, и Вишванатан после пятиминутных размышлений избрал ход, который вряд ли мог готовить соперник – 3...d4, а на следующем вызывающе пожертвовал пешку. Вот это да!
Белый ферзь не поленился, пешку съел, – и вскоре на доске возникла типичная для системы “Бенони” позиция, но с переменой цвета и с лишней пешкой у Ароняна. Объективно у черных не было достаточной компенсации за материал. Хватит ли им духа? Именно то, что надо было Ароняну. Да и показания часов говорили о том, что Левон в возникшей позиции чувствует себя гораздо комфортней, чем соперник.
Впрочем, зашедший в пресс-центр бывший секундант Ананда Рустам Касымжанов выразил спокойствие за положение Вишванатана: “По-моему, ничего страшного для него не произошло. Мне кажется, играть ему легче, я почти уверен, что он не проиграет”.
И едва он это сказал, соперники неожиданно начали повторять ходы. Ничья!
Невероятно. У Ароняна была лишняя пешка, но он даже не предпринял попыток ее реализовать. Но после того как гроссмейстеры рассказали о только что сыгранной партии, картина стала проясняться. И выглядеть не столь радужной для белых.
– Конечно, ход 3.Фb3 несколько напряг меня, – сознался Ананд. – Но когда я нашел идею с 3...d4 и ходом 4...c5, поддерживая пешку, позиция стала мне нравиться. Да, у черных нет пешки, но зато фигуры легко входят в игру, у много мелких угроз.
– Если поначалу я был настроен весьма оптимистично, то потом начал осознавать, что позиция мне не нравится, – пожаловался Аронян. – Сказать по правде, я был готов сдаться, настолько она мне не нравилась! Наверное, на 8-м ходу мне стоило отойти ферзем не на b3, где он стоит явно пассивно, а на a4, поддерживая динамику.
– Но вы даже не попытались поиграть на победу… – обратились к армянскому гроссмейстеру.
– Боюсь, если бы я начал это делать, исход партии с Виши мог оказаться гораздо печальней для меня. Да, у меня лишняя пешка, у черных нет никаких угроз, но у них настолько гармонично стоят все фигуры, что мне здесь не на что претендовать.
Очевидно, что Аронян понимает себя лучше чем кто-нибудь другой, и он не мог не знать важности этой партии (первый дополнительный показатель для определения победителя турнира – личная встреча) и потому, раз он отказался от продолжения борьбы, тому были достаточно веские основания. Может, ему действительно было тошно смотреть на свои фигуры, сгрудившиеся на двух последних горизонталях, и совсем не казавшихся ему “сжатой пружиной”, вот-вот готовой распрямиться. В конце концов, впереди еще шесть туров, Ароняну никто не запрещал попытать счастья против других участников турнира претендентов.
Когда Владимира Крамника спросили, как он оценивает финальную позицию из партии двух “А”, он ответил, что “у черных, наверное, чуть лучше, но не настолько, чтобы играть на выигрыш, да и с турнирной точки зрения Ананда устраивала ничья...” Насчет же 3.Фb3 он высказался еще определенней: “Разумеется, однажды тоже задумывался об этом ходе, но 3.Фb3 такая ересь, что я не применил бы его даже в рапиде!”
В любом случае, Ананд был очень доволен исходом партии. В отличие от прочих туров он как мальчишка смеялся над каждой шуткой и с удовольствием показывал варианты, которые считал во время игры. Одну “дебютную кочку” он уже проскочил, есть еще одна – черные с Крамником. С остальными он как-нибудь справится.
Ну, а что конкуренты? Крамник белыми пытался напрячь Андрейкина, а Свидлер – Карякина, которому в Хантах осталось лишь спасать лицо. Ну а поединок Топалова с Мамедьяровым представлял собой уже исключительно шахматную ценность.
После прошлогодних 1:3 – счета личных встреч между Крамником и Андрейкиным – экс-чемпион горел желанием решить для себя проблему рязанского гроссмейстера. Ведь, что бы ни делал до этого Владимир, тот каждый раз выходил сухим из воды. Вышел и теперь, несмотря на то, что позиция черных долгое время казалась весьма опасной. Белые пожертвовали пешку и мастерили какие-то угрозы, но на практике выяснилось, что ничего серьезного у них нет. А, может быть, и не было вовсе.
– Я пересчитал по ходу партии массу вариантов, – прокомментировал Крамник. - Но ничего решающего так и не нашел. Кажется странным – черные серьезно отстали в развитии, но что ни сделаешь, везде они успевают защититься темп в темп...
Андрейкин не возражал. Ничья так ничья. Для него турнир претендентов перешел в тренировочный, в лучшем случае, в имиджевый формат. Для Крамника же каждые пол-очка не вес золота – в Лондоне со стартом второго круга он начал решительный спурт, здесь пока задержался. Может, еще не до конца пришел в себя после дикой вчерашней партии? Мамедьяров сегодня всю партию ощущал ее отголоски, Крамник со всем огромным опытом – тоже живой, и ничто человеческое ему не чуждо.
Что уж говорить про Свидлера, который мог в третий раз в турнире включиться в гонку за лидером, быстро достигнув подавляющей позиции с Карякиным, а в итоге разделил со своим соперником грустный удел замыкающего турнирную таблицу.
Можно только вообразить, что чувствовал после 14.g6! москвич, и как оценивали риски черных его друзья из финансовой компании “Альпари”. “Да после таких ходов хочется просто сдаться!” – с горя махнул рукой секундант Сергея Касымжанов. Над черным королем сгущались тучи, а воображение уже в красках рисовало вторжение белых фигур. Казалось, никакие помарки уже не могут изменить общей оценки.
Сами гроссмейстеры куда скромнее оценивали перспективы белых, тем более что ничего форсированного не находилось. Постепенно позиция выровнялась, а потом черные вспомнили, что у них лишняя пешка. Ничего страшного, тем более что Петр быстро нашел ничейную стойку. Но сам же ее разрушил контрольным ходом.
– Сделай любой ход кроме 40.Сg5, пробить позицию белых было бы невозможно, – хватался за голову Свидлер. – Я же позволил черным сыграть 40...f4+, и партия, по сути, началась заново. Более того, Сергей провел ее концовку великолепно!
Сперва тонкий маневр Сf3-e4-f5, затем жертва качества – 64...Л:d4, а затем еще и 65...b6 – ход, отнявший у белых важнейший темп. И принес Карякину первую победу в турнире претендентов-2014. Единственное печалит – слишком уж поздно.
Турнирная таблица в Ханты-Мансийске после восьмого тура пока что полностью противоречит пословице о том, что дома и стены помогают. Пока они работают на Ананда и Ароняна. Быть может, раздача слонов еще ждет россиян впереди?
ХАНТЫ-МАНСИЙСК. Турнир претендентов-2014. 8-й тур. КАРЯКИН – СВИДЛЕР – 1:0, КРАМНИК – АНДРЕЙКИН, Аронян (Армения) – Ананд (Индия), Топалов (Болгария) – Мамедьяров (Азербайджан) – ничьи. После 8-го тура. 1-2. Ананд, Аронян – 5. 3. Крамник – 4,5. 4-8. Мамедьяров, Карякин, Свидлер, Андрейкин, Топалов – 3,5.