Дмитрий Кряквин: "Небеса все решили за нас"

Telegram Дзен
С 25 октября по 5 ноября в греческом Порто-Каррасе прошел юношеский чемпионат мира в категориях до 8, 10, 12, 14, 16 и 18 лет. Россияне взяли четыре медали и стали вторыми в общем зачете, уступив победителям – шахматистам из Индии. Две из четырех наград российской делегации завоевали воспитанники гроссмейстера Дмитрия Кряквина – Андрей Есипенко и Даниил Юффа. Об успехах подопечных рассказывает их наставник.

– Когда вы начали работать с Андреем и Даней?

– Занятия с Есипенко начались еще в 2012-м, когда я жил в Ростове. Помню, тогда один из знакомых сказал: посмотри мальчишку, способный, а на детской России сыграл неудачно. Мы стали заниматься, и я сразу понял, что это огромный талант – Андрюха выиграл юношескую Европу, на моих глазах сыграл вничью с известным гроссмейстером Сергеем Тивяковым. Но тогда, конечно, еще недопонимал, что передо мной одна из главных надежд нашей страны в этом поколении! Что сейчас уже стало более-менее очевидным.

С Даней же вообще произошла мистическая история. Когда я приехал в Тюмень, он должен был…уехать учиться в Канаду. Его отец – ученый с мировым именем, знаменитый химик с огромным количеством патентов национальной важности – всегда уделял внимание всестороннему развитию сына. И когда у Юффы-младшего в шахматах наступил простой, то решил помочь ребенку получить блестящее образование. Но случилось чудо! Забастовали работники канадского консульства, и Даня не смог получить визу на въезд. Мы стали сотрудничать, и Даниил заиграл. Прибавил 150 пунктов, показал прекрасные результаты в мужских и детских соревнованиях. Я считаю, это небеса за него решили. Они вмешались в работу консульства.

– Что такое в наше время образ молодого шахматиста? Смотрю, что ваши подопечные не похожи на завсегдатаев книжных залов?

– Ребята спортивные: Андрей занимался хоккеем, баскетболом, играет в футбол, настольный теннис, а Даня в Тюмени входил в юношескую сборную по футболу, да и трудно найти вид, где он не был силен. Не сказал бы, что для пиара шахмат хороша эксплуатация образа Лужина. Вот вышел новый, блестящий фильм "Жертва пешки". Мировые звезды кинематографа, одна из самых трагических и загадочных фигур в истории шахмат, противостояние СССР – США. Но опять же это картина про не совсем вменяемого человека. Сколько мальчишек пошли на хоккей после "Легенды-17?" Сотни, если не тысячи. Считаю, чтобы отношение общества к шахматам изменилось, нужен несколько другой сюжет…

– Андрея и Даню не прельщает карьера Бобби? А какие у них любимые шахматисты?

– Они пользуются большим успехом у девочек, и мне кажется, что не смогут перенести затворничества великого американца (смеется). Даня – большой поклонник творчества Шахрияра Мамедьярова. У него даже слоган есть, извиняюсь за выражение: "ветер в харю – мамедьярю!" Который отражает его шахматную концепцию, стремление к осложнениям.

Андрей всегда болеет за Бориса Гельфанда и Дмитрия Андрейкина – он в хороших отношениях с этими замечательными шахматистами, они давали ему ценные советы. Ну и говорят, что по стилю он – вылитый Карякин. Тем более у них с Сергеем общий менеджер – человек, который как раз сейчас беседует со мной. Поэтому за Серегу мы тоже всегда горой! Пользуясь случаем, поздравляем Карякина с победой на Кубке мира.

– Как готовились к соревнованию?

– Андрею огромную помощь оказала Российская шахматная федерация. В начале лета я обратился к старшему тренеру сборных страны Сергею Яновскому, чтобы он помог организовать недельные занятия с известным специалистом Константином Сакаевым. Эта работа дала немедленные всходы: Андрей выиграл блиц с участием нескольких десятков гроссмейстеров, повергнув таких грандов, как Игорь Коваленко и Даниэль Фридман, взял второе место на юношеской Европе. В Грецию я поехать не смог, общались по интернету, и там Костя помог ему колоссально, в частности, подсказал блестящую дебютную идею перед решающей партией с Лобановым. Без этой помощи нам было бы куда тяжелее. Надо сказать добрые слова не только в адрес руководства РШН, но и в адрес президента Ростовской областной шахматной федерации Сергея Нестерова, который организовал и оплатил Есипенко поездку.

Даня летом провел сборы с другом отца Иосифом Дорфманом (тренером Гарри Каспарова и Этьена Бакро), что тоже немедленно сказалось. На чемпионате мира до 21 года до последнего боролся за медали, но уступил на финише нашему чемпиону Михаилу Антипову. И вот сейчас заслуженный и закономерный успех. Чемпионат мира – страшные перегрузки, и подготовка заключается не только в изучении дебютных вариантов, но и в настрое. "Ты выиграешь!" "Завтра ты станешь лучшим!" Таких фраз пришлось сказать немало. И, конечно, это не сиюминутное достижение, а результат многолетней работы.

– Судя по результатам, Восток наступает? Сплошные гении из Индии, Ирана, Казахстана, Узбекистана, Китая…

– Это так. Дело в том, что у восточных ребят другой менталитет, они менее подвержены воздействию соблазнов XXI века: планшеты, онлайн-игры, интернет и всякий прочий ужас, который не дает сесть за книгу. Помимо всего в этих странах, как в СССР, умение играть в шахматы дает возможность заграничных командировок, определенной статусности в стране. Европейцев таким не затянешь. Хотя, конечно, конкуренция сейчас в шахматах огромная, и в Европе, и в США, и в Азии сильные игроки растут как грибы. Посмотрите, сколько россиян осталось в топах сильнейших? Не так много. Надеюсь, что работа РШФ последних лет, направленная на воспитание наследников Владимира Крамника, даст свои результаты.

– А ваши подопечные читают книги?

– Андрей выиграл первое первенство Европы, прочитав сборник избранных партий Анатолия Карпова. И заиграл! Кстати, Анатолий Евгеньевич, бесспорно, относится к числу его любимых чемпионов. Читает, хотя не так много, как бы мне хотелось! Хотя парень очень любознательный, думаю, что проблем с этим не будет.

Даня же как раз, как представитель "силового поколения", рос на творчестве Каспарова и читал все книги из замечательных серий Гарри Кимовича. Он внимательно следит также за новинками в интернете на популярных сайтах.

– Наверное, вы немного расстроены, что по дополнительным показателям Есипенко и Юффа не стали так высоко, как могли бы? Как оцениваете их перспективы в дальнейшем?

– Меня радует, что главный турнир мужских шахмат – Кубок мира – проводится без всяких дополнительных показателей. Если счет равный, то поехали играть тай-брейк: рапид, блиц, Армагеддон. И там ты не можешь отстать из-за того, что там на 64-й доске гражданин Никарагуа проиграл парню из Папуа-Новой Гвинеи. Взрослые турниры Дане и Андрею предстоят куда скорее, нежели это можно представить. Жизнь такая сейчас в нашем спорте – годы пролетают, как секунды. Но я готов идти со своими ребятами до конца, надеюсь и в дальнейшем быть им верной опорой и надеждой.

Юношеский чемпионат мира. До 18 лет: 1. Мосадегпур (Иран) 9,5. 2-3. АЛЕКСЕЕНКО, ЮФФА (оба – Россия) – по 8,5 (11); до 16 лет: 1. Фогель (Германия) – 9. 2-3. Морони (Италия), Мартиросян (Армения) – по 8,5; до 14 лет: юноши – 1-2. Вохидов (Узбекистан), ЕСИПЕНКО (Россия) – по 9. 3. Голами (Иран) – 8,5; до 12 лет: юноши – 1-3. Мурадли (Азербайджан), Нихал (Индия), Пенг (США) – по 9; до 10 лет: 1-2. Праггнанандаа (Индия), МАКОВЕЕВ (Россия) – по 9. 3. Ван (США) – 8,5; до 8 лет: 1. Барат (Индия) 9,5. 2. Дев (Индия) – 9. 3. Фишер (Польша) – 8,5.