Один из старейших и самых любимых московских шахматных фестивалей, как и все хорошее, неизбежно приближается к своему логическому завершению. Буквально вчера в гостинице "Космос" проходило открытие Aeroflot Open, а 5 марта ваш корреспондент уже фиксировала события пятого тура.
Количество сильных шахматистов – участников главного турнира – в этом году зашкаливает: шагая по залу с фотоаппаратом, в видоискателе каждую секунду видишь то знаменитого гроссмейстера, то яркое юное дарование, то известную шахматистку. Конечно, хочется объять необъятное и сфотографировать всех и каждого, но, увы, это невозможно, поэтому многие участники все-таки, к сожалению, остаются за кадром.
Так получилось, что пятый тур оказался не очень богатым на шахматные события. Уже после двух-трех часов игры из зала с иллюминаторами стали выходить шахматисты, сделавшие "гроссмейстерские" ничьи, и принимались анализировать свои партии.
Партия на первом столе, где играли лидер гонки Евгений Наер и рейтинг-фаворит Борис Гельфанд, также завершилась вничью, и после анализа израильский гроссмейстер любезно согласился ответить на несколько вопросов.
– Борис, когда вы в последний раз играли в опенах?
– Это было давно, наверное, в межзональном турнире в Биле 1993 года.
– Почему сейчас решили сыграть в Москве?
– По нескольким причинам. Во-первых, Aeroflot Open – уже гарантированно очень сильный турнир. Во-вторых, стало меньше круговых турниров, где я могу играть. То есть это происходит, так сказать, не от хорошей жизни, но в таком сильном турнире очень интересно играть.
– В предыдущие годы следили за "Аэрофлотом"?
– Конечно, всегда следил, ведь это очень интересный и сильный турнир. В первые годы трансляции не было, и даже партии какого-то турнира утеряны, но когда появилась трансляция, я всегда смотрел ее.
– Что скажете про нынешний состав?
– Хороший состав; турнир более представительный, нежели в прошлом году. Играет очень много молодых талантов и просто сильных шахматистов.
– Как оцените свое выступление на данный момент?
– Турнир проходит, можно сказать, с переменным успехом. Во втором туре я был переигран 15-летним армянским мальчиком Айком Мартиросяном, но в какой-то момент он принял ничью. Потом я выиграл две очень хорошие, как мне кажется, партии – у Демченко и китайского таланта Лу Шанлэя.
Сегодня у меня была очень интересная партия с Евгением Наером: где-то я сделал, наверное, один или два неудачных хода, позиция стала неприятной, он предложил ничью (турнирная ситуация у Евгения хорошая), и я согласился. В целом партия получилась интересная, у меня был большой выбор, но непросто было его сделать.
– В блицтурнире планируете играть?
– Да, конечно. Обязательно!
– Одна из партий "помешала" вам присутствовать на вручении ордена Почетного легиона вашему товарищу по институту, президенту РШФ Андрею Филатову…
– Да, я уже передал ему свои поздравления и хочу теперь еще раз сделать это через вашу газету и пожелать, чтобы он заслужил еще множество наград!
– В преддверии турнира претендентов хотелось бы также узнать ваш прогноз.
– Прогноз, может быть, будет необычный, но я думаю, что победит тот, кто покажет лучшую игру. Потому что не всегда это получается, но я думаю, что, как правило, это так.
Этери КУБЛАШВИЛИ