Тренер, заставлявший дрожать всю Европу

Telegram Дзен

     Сегодня исполняется 70 лет Валерию Васильевичу Лобановскому.

Борис ЛЕВИН

     Многие его обожали, а кое-кто просто обожествлял. Многие его не любили, а кое-кто считал виноватым чуть ли не во всех футбольных грехах. Но уважали достигнутое этим человеком все. Потому что не уважать подобные достижения невозможно. Как и самого человека - в чем особенно убеждался при личном общении.

     Мне посчастливилось близко видеть Валерия Васильевича Лобановского всего три или четыре раза в жизни. А разговаривать с ним и того меньше - память сохранила лишь пару таких эпизодов, да и те беседы были групповыми, а не с глазу на глаз.

     Но даже эти немногие пересечения позволили оценить масштаб личности тренера, опередившего свое время. И в разговоре с мэтром приходилось быть постоянно собранным, дабы соответствовать - под его взглядом ты ощущал себя школьником, не выучившим билет.

     А еще в памяти всплывает чуть ли не первое - детское совсем - воспоминание, связанное с игрой номер один. Длинный-длинный разбег рыжего верзилы у углового флажка и какой-то неподдающийся законам физики полет мяча, по невероятной дуге пущенного прямо в цель. "Так не бывает", - воскликнул я тогда на стадионе, куда меня привел отец. "Бывает", - улыбнулся папа, видевший фокус не в первый раз.

     Тогда - году в 67-м или 68-м - я навсегда усвоил термин "сухой лист". А рыжего верзилу, забившего однажды за родной "Шахтер" непосредственно с углового, запомнил лучше, чем кого-либо еще из той команды. Сколько же мы потом во дворе тренировали знаменитую крученую подачу Лобановского! И когда у кого-нибудь получалось хоть что-то отдаленно похожее, он тут же становился героем дня и мог считать жизнь удавшейся.

     Надо же было такому случиться, чтоб через несколько лет первый футбольный кумир оказался во главе киевского "Динамо", из тени которого донецкая команда пыталась выйти всю свою сознательную советскую жизнь. И стал фактически символом бело-голубых.

     Любовь, естественно, сразу же увяла. Но сейчас, сев за эту заметку, я понял, что многие самые памятные фрагменты игры под названием футбол подарили мне именно команды Лобановского.

     Блохин, обводящий всю защиту "Баварии" во главе с Беккенбауэром, и Колотов, "рыбкой" ныряющий за мячом и вгоняющий его в ворота ирландской сборной, - это его первая удивительная команда, образца 1975 года. Команда, игравшая в великий футбол.

     Тот же Блохин в компании с Заваровым, Демьяненко, Белановым, раскатывающий мадридский "Атлетико" под орех в еврокубковом финале 1986 года, - это второе супер-"Динамо".  Потом было еще третье, с Шевченко и Ребровым, которое камня на камне не оставило от легендарной "Барселоны", унизив каталонцев в двухматчевом противостоянии с небывалым счетом 7:0.

     Не забыть и незабываемые потрясения, связанные с национальной дружиной, возглавляемой Лобановским. Полуфинал чемпионата Европы 1988 года с итальянцами мне лично представляется едва ли не лучшим матчем за всю историю советской сборной - тотальный прессинг в исполнении наших до сих пор считается образцом жанра.

     Нельзя вычеркнуть из памяти и слезы, которые я, взрослый уже человек, не мог сдержать после проигрыша бельгийцам на мировом форуме 1986 года. Нелепого, обиднейшего проигрыша, только подчеркнувшего потенциал той сборной, созданной Лобановским.

     Инженер по образованию, выпускник политехнического института, он с самых первых своих шагов на тренерском поприще изобретал и поверял алгеброй свою игру - ту, что до него никто не видел и не знал. И в его командах расцветало такое количество доморощенных звезд, что сейчас о подобном приходится только мечтать. При этом к каждой из этих звезд он умел подобрать свой ключик.

     В его тренерском гении не сомневалась вся Европа. Перед решающим матчем отборочного цикла ЧМ-2002 немецкая Sport Bild опубликовала статью о главном тренере своих соперников из Украины под характерным названием "Человек, перед которым дрожит вся Германия!".

     В той статье была весьма примечательная характеристика "Ледяной горы", как часто величали Валерия Васильевича на западе: "Дважды в течение месяца немецкие болельщики смогут увидеть одного из лучших тренеров мира - Валерия Лобановского! Человека, который на первый взгляд не обладает темпераментом, однако достиг в футболе столь многого, что не может не вызывать уважения. Типичный Лобановский - усталый взгляд и усталые глаза, которые видят все. Свежесть духа и острота мышления. В мире практически нет тренеров с подобным Лобановскому ореолом таинственности".

     При этом ВВЛ не был человеком, в жизни которого существует только футбол. Он очень много читал, декламировал наизусть Пастернака, неоднократно водил команду на спектакли. А еще постоянно пытался проломить стену "совковости" - неудивительно, что именно киевское "Динамо" стало в итоге первым в стране профессиональным футбольным клубом.

     Он умер фактически на тренерской скамейке. 7 мая 2002 года, во время игры "Динамо" с запорожским "Металлургом" Лобановского настиг гипертонический криз. Неделю медики боролись за его жизнь, но ликвидировать острое нарушение мозгового кровообращения так и не смогли. 13 мая Валерия Васильевича не стало.

     Сегодня ему исполнилось бы 70 лет. Помянем великого тренера.