В конце апреля Первый канал запускает новый проект под названием "Вышка". Специальное приглашение стать одним из членов жюри получила обозреватель "СЭ", олимпийская чемпионка Монреаля-1976 в прыжках с 10-метровой вышки.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Я всегда полагала, что прыжки в воду – сильно недооцененный человечеством вид спорта. И уж точно заслуживает такого телевизионного проекта, как тот, что уже в апреле появится в сетке Первого канала.
Суть проекта проста: звезды театра, кино и эстрады под руководством профессиональных тренеров осваивают навыки прыжков с трамплина и вышки, после чего демонстрируют их судьям в точности с известными словами Булата Окуждавы: "То вместе, то поврозь, а то попеременно".
Проект абсолютно серьезен. То есть, пытаясь найти ответ на вопрос: "В чем они нас обманывают?", понимаешь, что все в проекте по-честному: и высота, и сложные прыжки, и синяки на ногах от ударов о воду при неудачных попытках.
Удивляться при этом приходится на каждом шагу. Я бы, например, никогда в жизни не поверила, что способна трижды поставить 10 баллов человеку, который весит 120 кг при весьма небольшом росте. Как невозможно поверить и в то, что такой человек вообще способен войти в воду иным способом, нежели "бомбочка", и уж тем более ориентироваться в пространстве и управлять своим телом в полете. Не укладывается в голове и то, что возможно взять человека, который никогда в своей жизни не поднимался даже на пятиметровую высоту, и за полтора месяца добиться того, чтобы он вполне профессионально исполнил полтора оборота вперед с 10 метров или два оборота назад – с пяти.
Экстремальные виды спорта хороши тем, что отчетливо высвечивают все стороны человеческого характера. Подозреваю, что герои проекта узнали о себе и друг друге много нового, преодолевая себя на тренировках и выступлениях. По словам тренеров проекта (а тренировали спонтанно сложившиеся актерские коллективы лучшие прыжковые специалисты страны), все они очень ждали, что артисты начнут отказываться от тренировок после первых же травм.
Не тут-то было. Когда одному из участников, неудачно пришедшему на воду и повредившему барабанную перепонку, врач сказал, что продолжать участвовать в проекте тот категорически не должен, то в ответ услышал: "Доктор, вы меня не поняли. Меня не интересует ваше мнение в этой части вопроса. Меня интересует лишь то, какие можно принять меры, чтобы с учетом уже имеющегося повреждения свести вероятность повторения травмы к минимуму?"
В прыжках в воду есть несколько неписаных законов. Один из них – никогда не позволять подниматься на большую высоту человеку, который этой высоты не боится. Без чувства самосохранения, другими словами. Иногда не позволять не получается – с такой ситуацией участники "Вышки" тоже столкнулись и, как мне кажется, испытали искреннее облегчение, когда бесстрашная героиня покинула шоу, не став дожидаться совсем уж тяжелых повреждений.
Но, пожалуй, сильнее всего меня, как почти постоянного члена жюри, поразила реакция коллег-судей. Что скрывать, участие в подобного рода шоу многие из участников судейских бригад воспринимают как некую вынужденную необходимость. Здесь же в глазах приглашенных то и дело мелькали интерес, страх, азарт, восхищение, и каждый раз они поднимались из-за своих столиков с единственным вопросом: "Как, уже все закончилось?"
Когда солидный, много чего повидавший в жизни вообще и на телевидении в частности Бари Алибасов (и если бы он один!) вдруг спрашивает: "А можно я тоже прыгну с вышки? Прямо сейчас?", становится понятно, что все это – совершенно искренне.
Наверное, совершенно не случайно прыжки в воду появились в программе Олимпийских игр еще в 1904 году и до сих пор совершенно не собираются кому-то свое место уступать.
У проекта есть лишь один существенный недостаток – он слишком быстро заканчивается. Но это еще одна причина, по которой имеет смысл его увидеть.