СВОЯ КОЛОНКА
Сергей БУТОВ
Два дня подряд на прошлой неделе в Москве давили велосипедистов.
24 июня на МКАДе погибла 19-летняя Виктория Федорченко, член сборной России по маунтинбайку, два года назад ставшая призером чемпионата страны среди юниоров. На следующий день на Домодедовском шоссе попал под колеса один из самых известных в России велосипедистов-любителей Алексей Пичугин.
Федорченко с товарищем по команде ехали по кольцевой дороге в крайнем правом ряду. На одном из съездов образовался затор, велосипедисты приняли левее, чтобы объехать автомобили, и в этот момент оба были сбиты ехавшим по прямой автомобилем. Затормозить водитель не успел. Скорость движения в плотном потоке была небольшой, но Федорченко трагически не повезло дважды – она ударилась о стойку кузова виском, и шлем не спас. Талантливая юниорка скончалась на месте аварии. Напарник отделался сотрясением мозга.
На следующий день Пичугин возвращался с тренировки вместе с коллегой Ксенией Чекановой, ставшей главным свидетелем убийства. Оба ехали по обочине, от проезжей части их отделяла одинарная сплошная линия.
Алексея сбил пьяный водитель, выехавший на обочину для совершения обгона. След юза растянулся на 56 метров. По неофициальным данным, скорость убийцы составляла 130 км/ч.
Пичугин скончался мгновенно, в момент удара. Его тело протащило по асфальту еще несколько десятков метров. Чеканова чудом выжила. Другие свидетели показали, что водитель – как говорят на автомобильном сленге – играл на дороге "в шашечки", перестраиваясь на огромной скорости из ряда в ряд.
Две смерти хорошо известных в велосипедных кругах людей называют теперь на форумах "досадным совпадением". Хотя те из вас, кто сидел за рулем в Москве и Подмосковье, едва ли посчитают обгоны по обочинам "совпадением" – скорее, закономерным и даже неизбежным итогом происходящих на дорогах боев без правил.
В двух этих смертях вся наша действительность – как на ладони. В сборной России по маунтинбайку не могут доходчиво объяснить элементарные правила безопасности, и 19-летняя спортсменка тренируется на МКАДе, где ездить на велосипеде категорически запрещено. А лидер любительского велоспорта, которого знало подавляющее большинство московских байкеров – не лично, так заочно, законодательством своей страны выжат на обочины большого города, где его, как куклу, тащит по земле какой-то пьяный подонок.
Велосипедисты гибнут во всем мире. Другое дело, что чем больше страна, тем проще ее граждане относятся к человеческой смерти. Гибель одного – это уже не трагедия, а статистика.
В России она, правда, отсутствует. Это в Великобритании правильно сформулированный интернет-запрос приведет вас на страницу, где каждый погибший велосипедист назван поименно. И вы узнаете, что 77-летняя Маргарет Уорд скончалась от травм в результате столкновения с "Порше Бокстером", причем водитель – 50-летняя женщина – не пострадала и была признана невиновной. И что 19-летний Дилэйни Браун был убит в результате наезда в стиле hit-and-run (в вольном переводе на русский, "нагадил и убежал") 22-летним Кайлом Бекфордом, водителем угнанного "БМВ" серебристого цвета, который был арестован и приговорен к тюремному заключению.
Или что июль-август 2012-го стали рекордными по количеству смертей велосипедистов в Великобритании. Пику даже дали имя – "эффект Уиггинса". Тем летом англичанин Брэдли Уиггинс сначала сенсационно выиграл "Тур де Франс", а затем стал олимпийским чемпионом в гонке с раздельным стартом. Ажиотаж вокруг вида спорта был столь велик, что десятки тысяч британцев разных возрастов массово пересели на велосипеды.
В Америке, которую в России поголовно считают страной, где без автомобиля просто не прожить, было продано 18,7 миллионов велосипедов только в 2013 году! В списке любимых спортивных занятий американцев крутеж педалей уверенно занимает второе – после бега – место.
Здоровый образ жизни пробивает себе путь и в России. В минувшее воскресенье на велопробег все в той же Москве выехали тысяч десять человек, не меньше, хотя к желанию граждан передвигаться на двухколесном транспорте страна по-прежнему не готова ни законодательно, ни инфраструктурно, ни ментально. Вместо часового – как это часто происходит в Европе – кружения по городу в поисках парковки, у нас эту проблему уверенно решают заездом на клумбу, а респект на дороге определяется не умением соблюдать требования дорожных знаков, а размерами джипов.
Демонстративное неуважение к человеку на двух колесах, к которому автомобилисты относятся, как к перебегающему дорогу мухтару, процесс серьезно тормозит. Но уже не остановит.
Сколько еще на этом пути потребуется положить велосипедистов в их безымянную братскую могилу?