Этот день в истории на страницах "СЭ" в разные годы – это четвертый титул чемпиона мира фигуриста Алексея Ягудина в 2002-м, драка сборников Дмитрия Булыкина и Сергея Игнашевича в дерби "Динамо" – ЦСКА в 2004-м и взгляд клубов премьер-лиги на снова обострившийся вопрос лимита на легионеров "6+5" в 2012-м.
2002
Ягудин-сан!
Абсолютный чемпион олимпийского сезона
Вчера в Нагано Алексей Ягудин выиграл состязания в мужском одиночном катании и довел счет своим золотым наградам мировых первенств до четырех. Таким образом, он стал абсолютным чемпионом сезона – победил на всех крупнейших соревнованиях: в чемпионате Европы, финале "Гран-при", Олимпийских играх и чемпионате мира.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
"Ягудин-сан? – переспросил японский портье столь уважительным тоном, что я словно наяву увидела, как он в почтении склонился над телефонной трубкой. – Его нет в гостинице. Здесь только болельщики. Ждут..." В Японии любят фигурное катание, обожают фигуристов и, пожалуй, как ни в какой другой стране умеют ценить и уважать людей, преодолевающих трудности. Вчерашняя победа Ягудина – из разряда преодолений. Поскольку нет ничего труднее, чем собрать все силы и эмоции, когда нет ни эмоций, ни сил. Они были выплеснуты без остатка месяц назад – на Олимпийских играх. Тренеры и спортсмены знают об этом лучше, чем кто-либо другой. Поэтому и удивлялись – все без исключения – желанию олимпийского чемпиона приехать на чемпионат мира. Зрители же были благодарны Ягудину особо: из всех чемпионов Солт-Лейк-Сити он один не побоялся рискнуть репутацией. И сделал все, чтобы болельщики не увидели, каким сверхусилием далась эта победа – уже четвертая в его карьере. Таких результатов до Ягудина не добивался ни один российский фигурист!
У Олимпийских игр есть одна интересная особенность: победа на них дает такую уверенность в собственных силах, какую не способны принести десятки любых других выигранных турниров. Все без исключения тренеры и спортсмены, приехавшие на чемпионат мира в Нагано всего через месяц после того, как закончились Игры в Солт-Лейк-Сити, в один голос говорили о том, что нет и не может быть более сложных соревнований, чем послеолимпийские. Нагано к тому же – не самое лучшее место для проведения состязаний, поскольку к 10-часовому перелету в Японию (будь то из Европы, Америки или Австралии) добавлялась еще 5-часовая дорога на скоростном поезде. Плюс акклиматизация. Плюс тяжелейший сезон, начавшийся даже не в конце сентября, как обычно, а в августе – Играми доброй воли. Ягудин не стал исключением. Начиная с первого выхода на лед – в квалификационном прокате, – было видно невооруженным глазом, что спортсмен смертельно устал. И что свои композиции, несмотря на отсутствие ошибок, он исполняет на пределе сил. Но было видно и другое. Фантастическая уверенность в каждом движении и жесте. Он наверняка безумно хотел выиграть. Не только для того, чтобы вернуть себе титул, потерянный год назад на чемпионате в Ванкувере. Четвертая мировая корона автоматически ставила россиянина в один ряд с наиболее легендарными фигуристами предыдущего столетия Куртом Браунингом, Скоттом Хэмилтоном. Про более ранних многократных чемпионов мира я не говорю: мужское фигурное катание было тогда совсем иным. Соответственно и конкуренция. В то же время Алексей не боялся проиграть. Так по крайней мере казалось со стороны. И наверняка именно это, а никакие не четверные прыжки, больше всего убивало соперников.
2004
Дерутся двое. В нокдауне – все
Главное событие 2-го тура чемпионата России – драка двух сборников, Дмитрия Булыкина и Сергея Игнашевича, в дерби "Динамо" – ЦСКА (1:1)
Игорь РАБИНЕР
52-я минута матча "Динамо" – ЦСКА превратилась в кошмар для человека, вроде бы не имеющего к этой игре отношения, – Георгия Ярцева. Право, такого парадоксального сюжета не придумал бы самый изобретательный романист: участник Euro-2004 Валентин Иванов изгоняет с поля вероятных участников Euro-2004 Сергея Игнашевича и Дмитрия Булыкина. Мало того, формулировкой "удар соперника", внесенной в протокол, подвергает двух ключевых игроков сборной России угрозе пятиматчевой дисквалификации.
Для начала убережемся от предательского соблазна удариться в патриотическую риторику – как, мол, наш арбитр мог за два с половиной месяца до крупнейшего турнира пойти поперек национальных интересов?! У судьи нет иного кодекса поведения и поступков, кроме правил игры в футбол. Слишком очевидными и умышленными были удар ногой Игнашевича после завершения верхового единоборства и его попытка боднуть соперника, слишком явной была отмашка Булыкина (пусть не кулаком, а ладонью), чтобы оставить их без внимания. И если в чем-то арбитр заслужил упрека, то в том, что не наказал Булыкина в первом тайме за удар локтем в лицо того же Игнашевича. А "двойку" Иванов от не пылающего, как говорят, к нему любовью инспектора Валерия Бутенко получил за другое – за то, что не дал пенальти за нарушение в динамовской штрафной против Жиркова. Что касается "национальных интересов", то в чем-то судья даже не нарушил, а защитил их. Он преподал защитнику и форварду жестокий, но ценный урок, который пригодится в Португалии. Получи они в субботу стыдливую индульгенцию из-за своего статуса – и в Фару или в Лиссабоне такая политика двойных стандартов, вполне возможно, вернулась бы к сборной России бумерангом. Когда жизнь день ото дня приучает к безнаказанности, невозможно в решающий момент вдруг явить образец выдержки. Тем более что нашими соперниками там будут южные команды, склонные к провокациям.
Вот только Ярцеву от признания справедливости удалений – не легче. И не в том беда, что подрались два игрока его команды, – в пылу борьбы всякое бывает, и в 80-е годы спартаковцы с киевскими динамовцами тоже друг перед другом не расшаркивались. Дело в нынешней роли в сборной обоих провинившихся. Булыкин в марте 2004-го играет так, как никогда раньше. Получив от Ярослава Гжебика капитанскую повязку, он из одаренного, но вальяжного снайпера превратился в неутомимого бойца, через которого идет вся игра "Динамо". Неудивительно, что именно после его ухода с поля ЦСКА сравнял счет, в чем Булыкин, кстати, сразу же нашел возможность покаяться: "Конечно, испытываю чувство вины. Подвел команду, и раз мы пропустили гол – значит, удаление пошло на пользу армейцам". Игнашевич сейчас единственный основной центральный защитник сборной, который имеет постоянную игровую практику на своей позиции, ведь его партнер Онопко в "Сатурне" перевоплотился в опорного хавбека. Нет сомнений, что капитан сборной в любой момент готов вернуться в оборону, но уверенность Игнашевича при таких обстоятельствах становится вдвойне важной.
А потому КДК, на мой взгляд, следует все тщательно взвесить, прежде чем опускать на виновников инцидента пятиматчевую гильотину, которая в таких случаях предусмотрена. В конце концов, есть такое понятие, как "кредитная история", а она у Булыкина и Игнашевича достаточно чиста. Первый в карьере вообще не имел на счету красных карточек и в прошлом сезоне был провозглашен "джентльменом года", а второй, обороняясь на самом горячем рубеже, никогда не слыл костоломом. Репутацией любителей помахать кулаками и схватить за грудки судей оба тоже, согласитесь, не обладают. Конечно, если суд над сборниками окажется гуманным, право на недовольство получит, например, их бывший клуб – "Локомотив". В Черкизове могут спросить: с какой стати в прошлом году основной вратарь сборной Сергей Овчинников не дождался пощады, в результате чего у "Локо" пошел насмарку весь первый круг, а ЦСКА с "Динамо" теперь должны отделаться легким испугом? Когда-то классик советской литературы Даниил Гранин сказал Сергею Довлатову: "Есть такая щель между совестью и подлостью. В эту щель необходимо проникнуть". Именно так можно образно сформулировать то, что предстоит сделать дисциплинарному органу российского футбола.
Нападающий "Динамо" Дмитрий Булыкин так прокомментировал свою стычку с Игнашевичем: "Защитник ЦСКА немного вспылил, я же хотел похлопать его по шее, чтобы он образумился. Может, и промахнулся, но судья... Дальше продолжать не буду, у нас, кажется, запрещено комментировать действия арбитров. Комиссия должна изучить видеозапись эпизода. Я всего лишь хотел похлопать его по шее. Ладошкой, не кулаком. Сергей увернулся, поэтому могло показаться, что я его задел. Если бы я ударил, то Игнашевич не встал бы. Арбитр, видимо, находился в неудачной позиции, не видел всего происходящего. Под трибунами разговаривали с Игнашевичем. Спросил у Сергея, почему он вспылил, но тот ничего не ответил. Защитник не выиграл ни одного верхового мяча и немного занервничал. И нет, на наших отношениях происшедшее не скажется. Мы же вместе играем в сборной, какая между нами может быть драка. Сергей ведь несильно ударил-то. Может, в первый момент у него и было желание приложиться, но он сумел сдержаться". Защитник ЦСКА Сергей Игнашевич от комментариев по поводу происшедшего воздержался. А вот что сказал полузащитник армейского клуба Элвер Рахимич, который во время стычки двух игроков сборной России находился неподалеку: "Вообще-то я не очень хорошо рассмотрел этот эпизод. Но, как мне показалось, ничего слишком уж страшного не произошло. Булыкин с Игнашевичем вели борьбу за мяч в нескольких метрах от меня. Когда судья Валентин Иванов полез в карман за красной карточкой, а потом показал ее моему партнеру и динамовскому форварду, это стало для меня полной неожиданностью".
МНЕНИЕ Александра БОБРОВА
Второй матч подряд, после игры "Зенит" - "Ротор", Валентин Иванов получает "неуд". Отдельно о двух эпизодах с участием того же Булыкина и армейца Игнашевича. Схожее нарушение – удар соперника рукой в борьбе за верховой мяч – судейский комитет рекомендует наказывать красной карточкой как за умышленную грубость. Иванов злого умысла в действиях Булыкина до перерыва не нашел. Игнашевич с разбитым носом терпел удары локтем до второго тайма, а потом ответил ногой и головой. Итог – удаление обоих игроков сборной, которое повлечет дисквалификацию на три матча (если члены контрольно-дисциплинарного комитета расценят их действия как грубую игру) либо на пять игр (если фолы футболистов квалифицируют как удары соперника). До Euro-2004 осталось, напомню, 11 туров чемпионата. И еще о психологическом фоне, на котором Иванов готовился к субботней встрече. После поединков в Манчестере и Санкт-Петербурге к работе его бригады предъявлялось немало претензий – обоснованных и необоснованных. Возможно, Иванову стоило отказаться от назначения на столичное дерби, но один из лучших отечественных судей на такой шаг не решился. На этой неделе прочность нервной системы Валентина Валентиновича пройдет проверку на одном из четвертьфинальных матчей Лиги чемпионов...
2012
"Спартак" – последний оплот лимита?
Тема отмены лимита на легионеров, которая в последнее время широко обсуждается, в том числе на уровне РФС, – сейчас одна из самых острых в российском футболе. Налицо явное противоречие между интересами "Спартака" с одной стороны и других ведущих клубов – "Зенита", ЦСКА, "Рубина" и "Анжи" – с другой, которые фактически выступают единым фронтом. Впрочем, есть и те, кто не требует радикальных мер, но – за смягчение лимита.
ОСТАВИТЬ КАК ЕСТЬ!
Леонид ФЕДУН, владелец "Спартака":
– Некоторые клубы снова пытались поднять вопрос об отмене лимита на легионеров. Наша позиция здесь очень твердая: это нанесет непоправимый ущерб российскому футболу. "Спартак", как, например, и "Локомотив", вложил огромные средства в выращивание собственных игроков – и увеличение количества иностранцев будет просто губительно. Особенно в преддверии чемпионата мира-2018.
Это мнение разделили: Магомед ДАУДОВ, президент "Терека", Виктор ЗАСУЛЬСКИЙ, генеральный директор "Амкара", Владимир БАЛОВ, генеральный директор "Спартак" Нч, Юрий СТЕПАНОВ, генеральный директор "Томи".
СМЯГЧИТЬ!
Ольга СМОРОДСКАЯ, президент "Локомотива":
– Мы против любых резких движений. На наш взгляд, оптимальным вариантом было бы смягчение лимита до схемы "7+4". В принципе нас эта проблема волнует меньше всего – в основном составе "Локомотива" играет по 7-8 россиян. Однако ограничение здоровой конкуренции вредит развитию футбола. Из этого и исходим.
Это мнение разделили: Юрий ЛЮБИМОВ, исполнительный директор "Динамо", Юрий БЕЛОУС, генеральный директор "Ростова", Сурен МКРТЧЯН, генеральный директор "Кубани".
ВЗЯТЬ – И ОТМЕНИТЬ!
Максим МИТРОФАНОВ, генеральный директор "Зенита":
– Мы негативно относимся к ныне существующему лимиту на легионеров и считаем, что эту систему надо отменять, причем в самое ближайшее время. Или в крайнем случае видоизменять. Положения о лимите нет в подавляющем большинстве цивилизованных футбольных стран. Ведь такого рода ограничения не позволяют вести нормальный тренировочный процесс, иметь стабильно наигранный состав, в том числе на еврокубковые матчи, на которые лимит, к слову, не распространяется. Вместо этого приходится менять состав от матча к матчу в зависимости от гражданства футболиста. В настоящее время клубы совместно с РФПЛ заняты оптимизацией вопроса лимита на легионеров. Если сейчас отменить его невозможно, то надо хотя бы максимально адаптировать эти ограничения к современным реалиям.
Роман БАБАЕВ, генеральный директор ЦСКА:
– Это очень непростой вопрос. Но позиция ЦСКА по нему не меняется с 2005 года – с момента введения лимита. И президент клуба Евгений Гинер, и акционеры неоднократно заявляли, что в нынешнем виде лимит неэффективен. Это показывает практика: за семь лет, что действует это правило, у нас в стране не появилось большого количества молодых одаренных российских игроков. Но какое-то разумное ограничение, безусловно, быть должно. Как известно, каждая страна здесь выбирает свой путь. В Англии на первом месте критерий качества, в Испании и Италии главное – гражданство ЕС. Мы тоже должны все внимательно продумать и вывести свою формулу. Но она должна быть обоснованна и понятна для всех: если пять легионеров, то почему именно пять, а не четыре или шесть? Думаю, самый правильный путь – опираться на качество. Наша позиция такова: в нынешнем виде лимит на легионеров себя не оправдал. И смешно слышать, что ЦСКА вдруг поменял свое мнение и теперь выступает против лимита – мы изначально не поддерживали его, по крайней мере в нынешней его форме. В ЦСКА выступали и выступают игроки российской национальной команды, ЦСКА был и остается базовым клубом сборной. У нас на данный момент проблем с лимитом нет. И говорить о том, что мы пытаемся подстроить под себя ситуацию и меняем свое мнение, совершенно неверно.
Это мнение разделили: Дмитрий САМАРЕНКИН, президент "Рубина", Герман ЧИСТЯКОВ, вице-президент "Анжи", Андрей КОБЕЛЕВ, главный тренер "Крыльев Советов", Сергей ГАЛИЦКИЙ, президент "Краснодара", Сергей АНИСИМОВ, генеральный директор "Волги".