Капитан женской сборной России заявила, что мечтает о победе на сочинской Олимпиаде
Разговор со скипом женской национальной команды состоялся в центре керлинга "Новая лига" – во время турнира для СМИ. Сборная "СЭ" (автор этих строк и Мария Фомина) в жаркой ледовой борьбе одержала две победы в трех матчах и поделила первое место с известным интернет-ресурсом и не менее известным информационным агентством. Заодно все журналисты убедились, сколь сложным и техничным является этот стремительно набирающий популярность вид спорта.
– Я только что на своей шкуре испытал, до какой степени тяжело разбрасывать и собирать камни в керлинге. Но у вас ведь было по-другому? Звание КМС вы получили спустя всего несколько месяцев после того, как впервые пришли на тренировку…
– До 13 лет я профессионально занималась фигурным катанием, но потом серьезно травмировала голеностоп. Прыгать больше не могла. И в итоге совместно с родителями приняла решение: смысла мучить дальше себя и ногу – нет. Но поскольку уже привыкла к тому, что спорт является неотъемлемой частью моей жизни, захотела заняться чем-то другим. Моя мама созвонилась с родителями девочки, с которой мы вместе ходили на фигурное катание и которая тоже была вынуждена закончить с этим видом спорта из-за травмы. Так вот, она как раз перешла в керлинг. И мы тоже решили попробовать. Все-таки действие разворачивается на льду…
Что до КМС, то мне откровенно повезло. На тот момент особенной конкуренции в керлинге не было. Моя команда приняла участие в молодежном чемпионате России – вместе с тремя другими коллективами 18-летних. И заняла первое место. Конечно, моя роль на тот момент была чисто символической: пару раз сыграла на "первом номере" (игрок, который производит броски первым. – Прим. В.М.). У меня на тот момент даже не было своих ботинок для керлинга…
– Именно тогда поняли, что керлинг – не просто детское увлечение, а дело всей жизни?
– Если честно, то все-таки позже. После фигурного катания – с многочасовыми тренировками, подъемом в 5 утра, завтраками и обедами из термоса в машине в перерывах между льдом и школой – керлинг поначалу казался чем-то вроде хобби. Хотя и приходилось возвращаться домой в 12 ночи, с нагрузками, которые были у меня прежде, все-таки сравнивать невозможно. Но постепенно у меня получалось все лучше и лучше. На молодежной Спартакиаде, проходившей в Новосибирске, я входила в сборную Москвы, и тренер – Светлана Калалб – сразу поставила меня капитаном. А перед отъездом с нами встретилась Ольга Андрианова и сказала, что надеется на нас, что московская команда еще ни разу этот турнир не проигрывала. Для меня она тогда была – как Владимир Путин сейчас. Живая легенда! Ведь за год до этого под руководством Андриановой наша взрослая сборная завоевала золото чемпионата Европы…
Перед началом соревнований я плакала: боялась, что подведу команду. Но когда вышла на лед, волнение улетучилось. Мы благополучно выиграли, а меня стали привлекать в молодежную сборную страны. Ну а потом – и в первую.
– Свой первый приезд в главную команду страны помните?
– Как такового приезда не было. Все случилось – как снег на голову. В сборную я попала всего за два месяца до ванкуверской Олимпиады. На тот момент "молодежка" и первая команда вместе работали на сборах в Швейцарии. Старшие девочки готовились к чемпионату Европы, мы – к чемпионату мира в своей возрастной категории. И в какой-то момент Ольга Александровна сказала: переходи на другую дорожку. А несколько дней спустя тренер проводила тесты – и по результатам этих тестов я оказалась то ли первой, то ли второй. После этого сбора Андрианова приняла решение включить меня в сборную – причем сразу на позицию вице-скипа. А когда объявлялся состав на Олимпиаду, я толком даже ничего не поняла. Первая мысль: какой кошмар, ведь из-за меня в Ванкувер не поедет Оля Жаркова… Девушка, которая занималась керлингом гораздо дольше меня, в итоге "пролетела" мимо Ванкувера. Переживала я ужасно, не знала, как смотреть ей в глаза. Радости от того, что еду на Олимпиаду, не было никакой.
– А когда сменили Людмилу Прививкову на позиции скипа – не было с ее стороны обиды или ревности?
– Наверное, об этом лучше спрашивать у нее. В любом случае последнее слово остается за тренером, который решает, какой игрок на какой позиции принесет команде больше пользы.
– Атмосфера на Играх в Ванкувере сильно отличалась от того, с чем вы сталкивались на чемпионатах мира и Европы?
– Тут дело не столько в Олимпиаде, сколько в Канаде. В стране кленовых листьев и бобров керлинг – второй по популярности вид спорта после хоккея. Трибуны всегда битком, болельщики разбираются во всех тонкостях и нюансах. В Канаде не найти человека, который не знал бы правил! Между прочим, рейтинг телетрансляций керлинга на тех Играх уступил только хоккею. Так что соревнованиям, проходящим в Канаде, сопутствует колоссальный ажиотаж. В любой другой стране, где керлинг тоже популярен – Швейцарии, Шотландии или Швеции, – такой атмосферы на трибунах все равно не будет.
– В любом виде спорта у каждой сильной команды есть свой почерк. Ту же футбольную "Барселону" не перепутать ни с кем, в какие футболки ни одень ее игроков. А как можно охарактеризовать стиль сборной России?
– Конечно, определенные стилевые особенности есть. Но тем, кто не разбирается в керлинге профессионально, понять эти нюансы очень трудно. Если совсем по-простому – раньше у нас было больше импровизации и не всегда оправданных рискованных бросков. А с тех пор как сборную возглавил швейцарец Томас Липс, мы гораздо внимательнее относимся к тактике. И в принципе действуем более надежно и схематично.
– Победа нашей сборной на чемпионате Европы-2012 в Швеции – неожиданность или закономерность? С одной стороны, российскую команду уже давно можно причислить к элите мирового керлинга, с другой – до этого момента она лишь дважды выигрывала медали (золото ЧЕ в 2006 году в Базеле и бронза ЧЕ-2011 в Москве. – Прим. В.М.).
– Мне даже немножко обидно от такой постановки вопроса. Если не стремиться к первому месту, зачем вообще тогда заниматься спортом? Это попросту глупо. Посвящать чему-то свою жизнь и не бороться за золото означает не уважать самого себя. Вы сами сказали: в число элитных сборных наша команда входит давно. Тогда что сенсационного в нашей победе? Просто в прошлые годы нам часто не везло, и мы завоевывали "деревянные" медали – то есть финишировали четвертыми. (Смеется.) Знаете, вот для нашего руководства золото точно неожиданностью не стало! От нас всегда ждут только самых высоких мест.
– То есть задача сборной России в Сочи – золотые медали? А кто представляется главными конкурентками?
– Керлинг – абсолютно непредсказуемый вид спорта. Конечно, есть определенный круг сильнейших команд, куда входят Швейцария, Швеция, Канада, Шотландия. Но Олимпийские игры – элитный турнир, которому предшествует многоступенчатая система отбора. И абсолютно любая команда из числа тех, что приедут в Сочи, будет способна на сенсацию.
Владимир МОЖАЙЦЕВ