Counter-Strike – это многопользовательская игра в жанре командного "шутера от первого лица" – игрок воспринимает мир глазами своего персонажа, а основной упор делается на боевые действия с применением оружия. Counter-Strike появился в самом начале нулевых, будучи созданным на игровом "движке" популярной однопользовательской игры Half-Life, с тех пор было выпущено несколько версий, вносивших существенные изменения в правила, процесс, внешний вид игры.
Сюжет основан на противостоянии двух сторон – террористов и полицейских, которых в игре принято называть "контртеррористами". Команды по очереди играют за тех и за других. Главное отличие – у одного из террористов есть бомба C4, которую желательно поставить ("заплэнтить") на определенных местах ("плэнт") на игровой карте. Соответственно, "контртеррористы" обороняют эти места.
Важнейшую роль играет тактика – как индивидуальная, так и команда (распределение видов оружия и обязанностей игроков, коллективная атака или оборона территории).
ИЗ ЧЕГО СТРЕЛЯЮТ
В игре применяются многие известные виды огнестрельного оружия – от различных пистолетов, автоматов и винтовок до дробовиков, пулемета и, конечно же, снайперских винтовок (самая знаменитая – AWP, она же "слонобой" или "слон") с возможностью применить оптический прицел.
Оружие отличается по убойной силе, скорострельности и цене. Некоторые виды оружия среди игроков популярнее, чем остальные. В случае гибели игрока в раунде оружие надо покупать заново. Те, кто выжил, сохраняют оружие на следующий раунд. Оружие можно подобрать с тела убитого товарища или врага, а также передать напарнику.
На количество вооружения есть ограничения. Можно носить только один вид пистолета и один вид основного оружия. Также можно закупать боевые, ослепляющие и дымовые гранаты, бронежилеты и каски (они позволяют дольше продержаться после того, как в тебя попали).
КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ ИГРОВЫЕ ДЕНЬГИ
В самом первом раунде за каждую из сторон игроки обеих команд имеют по 800 долларов, пистолет, а также нож, который всегда есть по умолчанию. Минимальная стоимость любого оружия, кроме стандартного пистолета, составляет от 900 долларов.
Большинство ключевых действий в игре приносят каждому киберспортсмену виртуальные деньги, на которые можно покупать оружие. "Оплачивается" установка и взрыв бомб, победа в раундах, убийство противника. Кроме того, игра оплачивает и проигранные раунды, чтобы не возникал слишком большой разрыв между командой, которая ведет в счете, и командой, которая уступает. За убийство товарища по команде выписывают штраф (минус 300 долларов).
Максимально количество денег у одного игрока составляет 16 тысяч долларов.
КАК ПОНЯТЬ, КТО САМЫЙ КРУТОЙ
В игре ведется персональный подсчет совершенных убийств. Кроме того, в современной версии игры учитываются и "голевые передачи" – решающие ранения, после которых противника остается просто добить.
Среди игроков ценятся эффектные убийства – благодаря мгновенной реакции, несколько подряд (и особенно если игрок оставался в одиночку против группы противников), в сложных игровых ситуациях, через стены и двери (в игре реализована возможность "прострела" ряда предметов и частей карты). Отдельного упоминания заслуживает "хедшот" (headshot) – точный выстрел в голову, который может повлечь мгновенную гибель оппонента либо наносит ему очень серьезные повреждения. Верхом унижения соперника считается зарезать его ножом.
Лечиться в игре нельзя. Истечь кровью тоже нельзя – ранение отражается на количестве "жизней" (health) игрока, но не влечет отягчающих последствий.
ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ ИГРАЮТ
На турнирах игра ведется до победы на одной, двух или трех картах в зависимости от регламента соревнования и его этапа. Вначале обе команды по очереди "вычеркивают" карты из доступного в соревновательном режиме списка (@Train, @Cobblestone, @Mirage, @Overpass, @Cache, @Inferno, @Nuke), пока не останется количество, определенное организаторами.
Каждая карта имеет свои ландшафтные особенности. Допустим, на карте Train присутствуют поезда.
На карте побеждает команда, которая первой выиграла 16 раундов. За первую сторону команды играют 15 раундов, после чего происходит смена сторон.
Каждый раунд длится 1 минуту 45 секунд – либо 40 секунд после того, как установлена С4. Разминирование бомбы длится 10 секунд без набора сапера или 5 секунд с помощью набора сапера (его можно приобрести).
КАК ПОНЯТЬ, КТО ПОБЕДИЛ
Победа в раунде присуждается террористам либо при детонации бомбы С4, либо после устранения всех оппонентов.
Контртеррористы ("контры") побеждают в трех случаях: после разминирования С4, после устранении всех оппонентов до установки С4, а также после окончания времени раунда, в котором не была установлена С4.