Наша "Катюша"

Telegram Дзен

СВОЯ КОЛОНКА

В воскресенье из Голландии пришла радостная весть: пятикратный чемпион России Сергей Иванов в блестящем стиле выиграл однодневку Amstel Gold Race, входящую в число наиболее престижных велогонок этого сезона в мировом календаре.

Иванов, если кто не в курсе, представляет команду "Катюша", ворвавшуюся в нынешнем сезоне в элитный велодивизион "Про-тура" столь стремительно, что многие до сих пор не осознали: в российском велоспорте появился свой "Манчестер Юнайтед". Если пока и не по составу, то совершенно точно по бюджету.

К слову, бюджет команды нигде официально не объявлялся, хотя тайны из него никто не делал и тень на плетень не наводил, - это сумма порядка 20 миллионов долларов. Притом что вполне убедительными в качестве бюджета команды "Протура" цифрами еще в докризисные времена считались 8 - 9 миллионов.

Трудно сравнивать велоспорт с футболом с точки зрения капитализации клубов, но, в общем, достаточно очевидно, что бюджету "Катюши" позавидуют некоторые клубы российской футбольной премьер-лиги, мягко говоря, далеко не самой бедной в Европе. Велосипедная же Европа дружно встретила появление "Катюши" открытыми ртами и вытаращенными глазами. В тот момент, когда все команды затянули пояса, только русские могли выкинуть подобный номер.

Ответ на вопрос - "откуда дровишки" - можно получить, обратив взгляд на титульных спонсоров команды, среди которых значатся "Газпром", "Ростехнологии" и "ИТЕРА". Долю каждой из этих компаний в формировании бюджета "Катюши" вычислить непросто, но, судя по тому, что курирует команду глава "ИТЕРЫ" Игорь Макаров, нетрудно догадаться: основную финансовую нагрузку несет именно его организация. Впрочем, для Макарова, известного в прошлом велосипедиста, эта роль привычна: именно он долгие годы как мог помогал российскому велоспорту в целом и отечественной велофедерации в частности.

Уже с первых дней своего существования "Катюша" стала завоевывать авторитет в пелотоне, которого можно добиться исключительно победами, но никак не бюджетом. И победы эти не заставили себя долго ждать: достаточно сказать, что первая из них была добыта уже в дебютной (!) для команды гонке - на январской многодневке в Австралии, когда первым "залпом" "Катюши" стало выступление знаменитого австралийского спринтера Робби Макьюэна. Его порыв подхватили товарищи по команде, и кто только не выигрывал гонки в дальнейшем - бельгиец Герт Стегманс, итальянцы Филиппо Поццато и Данило Наполитано, австриец Кристиан Пфаннбергер, испанец Антонио Колом... Не побеждали лишь те, от кого в России побед ждали больше всего, - сами россияне.

В такой "невелосипедной" по своей сути стране, как Россия (где велосипедист на дороге не вызывает к себе абсолютно никакого уважения со стороны водителей, а простые болельщики лишь смутно отличают друг от друга спринтеров, однодневщиков и многодневщиков, не понимая их роли внутри команды в каждой конкретной гонке), это вызвало естественные вопросы и даже легкую ревность. Как же так? Столько говорилось о том, что россиянам необходима своя команда, в которой они могли бы доказать, что способны исполнять не только роль грегари титулованных европейцев. И вот такая команда, наконец, создана, а россияне по-прежнему, как казалось со стороны, находились в ней на вторых ролях, развозя иностранцев на финише, затаскивая их на своих спинах в горы. Пожалуй, именно это здорово мешало в восприятии "Катюши" как нашей, российской, команды.

Чтобы всколыхнуть интерес к велоспорту в стране (а "Катюша", хочется верить, для того и была создана), недостаточно побед Макьюэна и Поццато, при всем уважении к ним и к их миллионным контрактам. Нужно, чтобы за призовые места на самых престижных гонках сражались и россияне, которых, насколько мне известно, также не обделили добротными и нехарактерными для велоспорта многолетними контрактами. Только тогда у отечественных зрителей появится ощущение сопричастности к победам "Катюши", только тогда они начнут считать ее "своей", "нашей". Но для этого необходимо, чтобы сами гонщики рвали жилы, а руководители команды как можно чаще им такую возможность предоставляли.

А до больших побед россияне, убежден, уже созрели. Воскресный триумф Иванова - тому подтверждение.