В последний раз "летучим голландцем"

Telegram Дзен

В субботу в Севилье стартует заключительный "Гран-тур" сезона - испанская "Вуэльта". Дважды в новейшей истории престижной гонки, в 2005 и 2007 годах, ее победителем становился россиянин Денис Меньшов. После двухлетнего перерыва он вновь выйдет на старт "Вуэльты", вооруженным (новым контрактом) и очень опасным.

МЕНЬШОВУ МАЛО РАЗДЕЛОК

Мощная августовская трансферная лавина, сметшая множество гонщиков с мировым именем с насиженных мест, кажется, миновала. К слову, "трансферное окно" в велоспорте, стихийно образовавшееся в период между окончанием "Тур де Франс" и началом "Вуэльты", настолько непродуманно, что вносит путаницу в головы людей, которые за "шоссе" следят время от времени. Некоторые, например, искренне думают, что Денис Меньшов выйдет на старт "Вуэльты" в майке команды Geox, с которой подписал контракт, начиная… с 2011 года. Международный союз велосипедистов пытался как-то бороться с переходами гонщиков из команды в команду посреди сезона, даже кого-то штрафовал, но потом плюнул. Не станем подробно разбирать эту тему и мы, хотя сама по себе она весьма неоднозначная и любопытная. В первую очередь с точки зрения командной этики. Меньшов, например, считает, что полноценная поддержка на "Вуэльте" одноклубников из голландской Rabobank ему обеспечена, несмотря на то что уже известно о его уходе из команды после шестилетнего в ней пребывания.

- Я не думаю, что следует ожидать от команды какого-то подвоха, - говорил мне Меньшов в пятницу. - Хорошее выступление на "Вуэльте" выгодно и мне, и команде, поэтому в Испании мы будем единомышленниками во всех смыслах этого слова. Вопрос в том, что мне позволит сделать на "Вуэльте" спортивная форма. Желание-то победить есть.

- А в принципе маршрут и профиль этой гонки вам подходят?

- Мало разделок. Ну, то есть меньше, чем хотелось бы. С другой стороны, супертяжелых гор, как на "Джиро", в этот раз нет. Да и сначала не очень тяжело будет. Есть время прийти в себя, набрать форму, так как основные события будут развиваться не раньше второй недели.

ШЛЕКИ, САСТРЕ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

32-летний Меньшов отправится в поход за своей третьей в карьере победой на "Вуэльте", как уже было сказано, в майке Rabobank. Учитывая то, как нечасто классический многодневщик Меньшов выходит на старт по ходу сезона, можно предположить, что Денису предстоит спеть в Испании лебединую песнь в качестве "летучего голландца".

А что остальные претенденты на победу в общем зачете? Их масса! Соперник номер один - 25-летний Анди Шлек из Люксембурга. Несмотря на молодость, Шлек два года подряд не давал свободно вздохнуть Альберто Контадору на "Тур де Франс". Статус "второго после Контадора", конечно, престижен, однако в послужном списке Анди еще нет ни одной победы в трехнедельной гонке, что, зная амбициозный характер парня из Люксембурга, его, несомненно, тяготит. В плане мотивации и желания победить преимущество Шлека над Меньшовым, на мой взгляд, существенно, однако в принципе проблемы у того и другого схожи - оба на 100 процентов не уверены в собственном организме на фоне объективного спада физической формы после завершения "Большой петли". Старшего брата Шлека - Франка - также следует рассматривать в качестве одного из фаворитов. Франк сломал ключицу на знаменитом уже этапе по брусчатке в рамках "Тура"-2010, что убавило Шлеку здоровья, зато прибавило спортивной злости. К слову, Шлеки, как и Меньшов, в сезоне-2011 перейдут в другую команду. Если в случае с Меньшовым это будет новая испанская велогруппа, то братья будут представлять новую команду из Люксембурга.

Еще один грозный соперник - 35-летний Карлос Састре из Cervelo, будущий одноклубник Меньшова по Geoх. Чемпион "Тур де Франс"-2008 промаялся весь нынешний сезон со спиной, которую травмировал еще в мае на "Джиро". Проиграв в Италии, Карлос пытался отыграться на французском "Туре", но и там выступил бесславно. Спину Састре, говорят, залечил, а желания победить у него - вагон. К тому же очная дуэль Састре и Меньшова в сентябре, не исключено, будет иметь какое-то значение и для следующего их совместного сезона в Geox. Уверен, что просто так никто из них вперед конкурента не пропустит - вопрос статуса, как ни крути.

В качестве претендентов на лидерскую майку следует отметить двух гонщиков Liquigas - чеха Романа Кройцигера, подписавшего контракт с 2011 года с "Астаной", и итальянца Винченцо Нибали. Оба молоды, перспективны, амбициозны. Не стоит сбрасывать со счетов связку российской "Катюши" в составе испанца Хоакина Родригеса и россиянина Владимира Карпеца. Родригес с ходу стал 8-м на дебютном "Туре" и способен забраться значительно выше на домашней "Вуэльте". Что до Карпеца, то многое будет зависеть от того, как тщательно тот залечил травму кисти, из-за которой на "Туре" просто не мог держаться за руль. Высоко в общем зачете в состоянии быть ирландец Никлас Роч (AG2R), а также испанцы Давид Арройо (Caisse d’Epargne) и Эсекиль Москера (Xacobeo Galicia).

Любой "Гран-тур" - это масса других сюжетов, помимо борьбы за лидерскую майку. И в этом смысле нынешнюю "Вуэльту" обязательно украсят феноменальный швейцарский раздельщик Фабиан Канчеллара (Saxo Bank), звездный британский спринтер Марк Кавендиш (Columbia), а также способные бросить ему вызов Тор Хусховд (Cervelo) из Норвегии и проваливший сезон-2010 испанец Оскар Фрейре (Rabobank).

Вообще эта "Вуэльта" обещает быть значительно интереснее, нежели довольно пресная предыдущая, которую выиграл испанец Алехандро Вальверде. Тогда, в 2009-м, на старт не вышли сразу три призера гонки 2008 года - Контадор, американец Ливай Лайфаймер и Састре. Тем самым дав увесистый подзатыльник репутации "Вуэльты", и так постоянно страдающей от недостатка звезд первой величины, у которых в концовке сезона наблюдается явный недостаток сил и желания еще три недели своей жизни провести в седле.

Оказавшись замешанным в допинговом скандале, Вальверде в этом году на старт не выйдет. Кого еще потеряла "Вуэльта"-2010? Во-первых, Контадора. С одной стороны, желание лучшего в мире гонщика отдохнуть после очередного триумфа на "Туре" по-человечески понятно, однако буквально на днях бывший менеджер Контадора Маноло Сайс фактически обвинил экс-подопечного в лентяйстве. "Контадор перенял у Лэнса Армстронга только плохое. Ненормально ограничиваться всего 48 соревновательными днями в году", - сказал Сайс, подразумевая, естественно, что 21 из 48 таких дней Контадор провел на "Большой петле".

Упомянутого Армстронга на гонке мы тоже не увидим, и это - во-вторых. Лэнс изначально не собирался ехать "Вуэльту", не скрывал этого, и, в конце концов, это бумерангом ударило по самой команде RadioShack. Ее просто не пригласили на гонку организаторы, что вызвало большой резонанс в мире профессионального велоспорта и лавину критику со стороны самого успешного веломенеджера планеты Йохана Брунеля. Точно так же организаторы не пригласили в прошлом году российскую "Катюшу", проводившую первый сезон на уровне "Про-тура", хотя ее были рады видеть и на "Джиро", и на "Тур де Франс". Наконец, значительной потерей для гонки можно считать действующего олимпийского чемпиона в групповой гонке Самуэля Санчеса из Испании, до последней разделки боровшегося с Меньшовым за призовое место на "Туре".

ГРЕГАРИ, СПРИНТЕРЫ И ОХОТНИКИ ЗА ЭТАПАМИ

Россиян в Испанию отправится аж восемь, а не три, как в прошлом году. Прибавка произошла в первую очередь за счет участия "Катюши", у которой, с учетом заработанного авторитета (команда идет на третьем место в мировом рейтинге UCI), проблем с приглашением теперь не было никаких.

Помимо Карпеца и Меньшова, задачи которых предельно ясны, на старт выйдут Михаил Игнатьев, Владимир Гусев, Александр Колобнев, Денис Галимзянов (все - "Катюша"), а также Дмитрий Козончук (Rabobank) и Владимир Исайчев (Xacobeo Galicia). Вот у них цели будут разными.

Козончук и Исайчев (он попал в испанскую команду еще при главном тренере московского "Спартака" Валерии Карпине, бывшем в ту пору президентом команды Karpin Galicia) поедут классическими грегари для Меньшова и Москеры соответственно - будут возить тем бачки с водой, прикрывать от ветра на равнине и подтаскивать на своей спине в некрутые горы.

Игнатьев с Колобневым выступят в качестве "охотников за этапами". Не исключено, что оба не доедут до финиша, так как впереди мировое первенство в Австралии, где от Игнатьева ждут хорошего выступления в разделке, а от Колобнева - в групповой гонке. Александр уже дважды бывал вице-чемпионом мира, теперь самое время впервые в российской истории это мировое первенство выиграть.

Многократный чемпион России в гонках с раздельным стартом Гусев просто необходим "Катюше" на командной разделке, с которой "Вуэльта" и начнется. Кроме того, Гусев при определенном раскладе в состоянии "зацепить" один из этапов. Это же относится и к молодому Денису Галимзянову, впервые в карьере отправляющемуся на "Гран-тур" в качестве основного спринтера. Представить, как Галимзянов опережает на финише Кавендиша, пока проблематично, даже сильно размечтавшись, но чем, собственно говоря, черт не шутит? В конце концов, не ездить рядом с Кавендишем или Хусховдом, значит, не победить их никогда.

Итак, в субботу в Севилье стартует "Вуэльта"-2010, которая начнет удивлять с самого начала. Ведь уже упомянутая командная разделка начнется, по предварительным данным, в 23.00 по московскому времени. Рекомендую включить телевизор, зрелище гарантировано.

Еще одно значимое нововведение - впервые с 1999 года изменится цвет майки лидера с золотого (который все регулярно путали с желтым, по аналогии с "Туром") на красный. Хорошая, как мне кажется, новость для Меньшова. Почему? Так ведь красной майки в отличие от золотой и розовой за победу на "Джиро" в коллекции Дениса еще не было.

Сергей БУТОВ

15 ПОБЕД РОССИЯН НА ЭТАПАХ "ВУЭЛЬТЫ"

 

Год

Этап

Победитель

1995

18-й

Асят САИТОВ

1996

18-й

Дмитрий КОНЫШЕВ

1997

13-й

Павел ТОНКОВ

1997

15-й

Павел ТОНКОВ

1998

13-й

Андрей ЗИНЧЕНКО

1998

15-й

Андрей ЗИНЧЕНКО

1998

20-й

Андрей ЗИНЧЕНКО

1999

16-й

Вячеслав ЕКИМОВ

2000

13-й

Андрей ЗИНЧЕНКО

2002

14-й

Сергей СМЕТАНИН

2004

5-й

Денис МЕНЬШОВ

2005

1-й

Денис МЕНЬШОВ

2005

9-й

Денис МЕНЬШОВ

2007

4-й

Владимир ЕФИМКИН

2007

10-й

Денис МЕНЬШОВ

 

"ТУР ДЕ ФРАНС", "ДЖИРО" И "ВУЭЛЬТА" В 2010 ГОДУ

 

 

Тур

Джиро

Вуэльта

Общий километраж (км)

3642

3485

3352,6

Этапы

20 + пролог

21

21

Самый протяженный этап (км)

227,5 (6-й)

256 (11-й)

208 (11-й)

Горные этапы

6

5

7

Этапы с финишем в гору

5

7

5

Вершины высшей категории сложности

6

7

7

Самая высокая вершина (м)

2115

2618

2247

Гонки с раздельным стартом

2

4

2

Самая длинная разделка (км)

52

32,5

46

Выходные дни

2

2

2