"Тур" а-ля рюс

Telegram Дзен

Российская команда "Катюша" объявила, что на июльском "Тур де Франс" выставит полностью российский состав, руководить которым на знаменитой гонке будут российские тренеры.

Вопрос этот - девять российских гонщиков из девяти под руководством двух спортивных директоров из России - уже решенный. Имена спортивных директоров, как в профессиональном велоспорте называют тренеров, тоже известны - это Дмитрий Конышев и Геннадий Михайлов. Оба в прошлом велогонщики, Конышев знаменитый, Михайлов просто известный, совсем недавно пересевший из седла велосипеда за руль командной технички "Катюши".

"Русская команда" - идея свежая, относительно оригинальная, с сильным патриотическим оттенком. Так что с пиаром, пока длится "Тур", у "Катюши" в России никаких проблем не будет. Однако, несмотря на довольно сильную имиджевую составляющую проекта, в нем нетрудно разглядеть и сугубо спортивный смысл. В "Катюше", за исключением Дениса Меньшова, сегодня собраны сливки отечественного велоспорта. И статистом эта команда совершенно точно не станет.

Впрочем, для полноценного разговора на эту тему пока что неизвестно главное: кто конкретно будет представлять российский велоспорт на дорогах Франции. Михайлов, а также президент "Катюши" Андрей Чмиль, с которыми я вчера разговаривал, в один голос заявили: девятка участников будет определена ближе к началу "Тура". Но концепция команды и ее контуры, несомненно, уже ясны.

Костяк команды, которая выступит во Франции, с 10 мая тренируется в Швейцарии на высокогорье. Сбор, где руководят Конышев и Михайлов, продлится до 29 мая. Чмиль, несмотря на сильную занятость на проходящей в эти дни "Джиро д’Италия", без внимания и контроля "русскую команду" не оставляет, время от времени навещая ее в Швейцарии.

Президент "Катюши" рассказал, что спортсмены работают на высоте около 2300 м и разбиты на две группы - горную и спринтерскую. Помимо спортивной подготовки в разгаре подготовка научная, за которую отвечает итальянец Сандро Каллари. Специально для работы со спринтерами в Швейцарию приехал знаменитый консультант "Катюши" Марио Чиполлини.

Сразу после сбора будущим участникам "Тура" предстоит проехать по многодневной гонке: одни отправятся на "Тур Люксембурга", другие - на традиционный "аперитив" к "Туру" "Критериум Дофинэ Либерэ". После этого команда вновь поднимется на высоту. Почти наверняка это будет та же швейцарская база, однако Чмиль не исключает, что все-таки придется сменить дислокацию: местные власти пока не разрешают гонщикам тренироваться, следуя за автомобилями - только за мотоциклами.

Затем команда почти в полном составе выступит на чемпионате России в Уфе в конце июня, после чего прилетит во Францию. Grand Depart, старт "Тур де Франс", запланирован на субботу, 2 июля, в департаменте Вандея. На следующий день, в рамках второго этапа, состоится командная гонка с раздельным стартом, подготовке к которой сборы в Швейцарии в основном и посвящены. Видимо, не сильно ошибусь, если назову высокое место в командной разделке одной из главных задач "Катюши" на "Туре"-2011. Но не единственной.

Вопрос с капитаном на общий зачет решен. Им станет 30-летний Владимир Карпец. Впрочем, его капитанство будет весьма условным. Специально выстраивать состав "под Карпеца", как это было, скажем, в 2009-м (или как это есть на "Джиро"-2011, где вся команда подчинена интересам Хоакина Родригеса), "Катюша" не станет. Как все будет выглядеть на практике, пока никто точно не знает, но могу предположить, что многое зависит от того, как Карпец начнет гонку. Иными словами, на каком месте он окажется после первой недели "Тура", включающей в себя помимо разделки еще и кое-какие горы. Будет Карпец к тому моменту высоко - включится в помощь и команда. Нет - будет продолжать гнуть свою линию. То есть бороться за победы на отдельных этапах (как это удалось Сергею Иванову в 2009-м), причем как холмистых, так и равнинных. Впервые в трехлетней истории команды "Катюша" привезет во Францию сразу несколько "вагонов" для спринтерского "поезда", машинистом которого будет молодой амбициозный Денис Галимзянов. Удастся ли этим "вагонам" объединиться в полноценный "поезд" - выяснится уже по ходу гонки.

Зная об основных командных задачах на "Туре" (и национальности гонщиков, разумеется), нетрудно вычислить в общих чертах будущий состав. Карпец и Галимзянов уже названы. Очевидно, трудно себе представить нынешнюю "Катюшу" без Иванова и Александра Колобнева. Довольно сильны позиции Владимира Гусева и Юрия Трофимова. Это шестеро. Остаются три вакантных места, где возможны варианты.

Павла Брутта и Эдуарда Ворганова можно вычеркнуть: нагрузка, которую оба получают на нынешней "Джиро", несовместима с бесперебойной работой на трехнедельном "Туре". Зато есть Михаил Игнатьев и Артем Овечкин, чья помощь может стать незаменимой в разделке. Правда, в этом варианте останется лишь одно место для помощника Галимзянова, что не совсем ложится в общую концепцию. Разгонять Дениса вполне по силам Николаю Трусову, Александру Порсеву, в какой-то степени и Владимиру Исайчеву. В общем, руководство команды, видимо, действительно не лукавит, когда говорит, что пока не знает, как именно будет выглядеть окончательный состав.

- Пришла пора снять маски и понять, на каком уровне сегодня находится российский велоспорт, - сказал Чмиль, когда я попросил его поделиться соображениями о "русской команде". - А выяснить это можно, лишь выставив на самую знаменитую гонку в мире команду из наших гонщиков.

Идея эта родилась, конечно, не вчера. Зрела она давно, просто мы ждали, пока для ее реализации сомкнется цепь обстоятельств. К примеру, даже тогда, когда мы "везли" в 2009-м на общий зачет Карпеца, спринтеры у нас все равно были иностранные. Сегодня мы обладаем достаточным количеством, а главное, качеством собственных спортсменов.

Вы должны понять, что "русская команда" отправится на "Тур де Франс" не ради экзотики, а ради выполнения конкретных спортивных задач, отвечая к тому же стратегическим задачам: подготовить для сборной России конкурентоспособный коллектив для мирового первенства-2011 в Копенгагене и Олимпийских игр в Лондоне, - продолжил Чмиль. - Наибольшие шансы выиграть оба этих турнира будут иметь спринтеры. Вот, в частности, почему мы так много внимания уделяем нашей спринтерской группе во главе с Галимзяновым. Да, все понимают, что главным фаворитом чемпионата мира и Игр является Марк Кавендиш, вот только обслуживать его, когда он гоняется за сборную Великобритании, будут вовсе не те звездные помощники, которые развозят его в команде и готовы раскатывать его до последнего издыхания. У Галимзянова ситуация совсем иная: у него есть уникальная возможность готовиться к этим "большим" гонкам не просто вместе со своей командой, а еще и со своими соотечественниками - людьми, с которыми он говорит на одном языке и одинаково мыслит.

В яркой спортивной карьере самого Чмиля был момент, о котором он говорил применительно к Галимзянову. В 1989 - 1991 годах он гонялся с многими ведущими советскими спортсменами (в частности, с Конышевым) в команде "Альфа Люм". Железный занавес упал, советским спортсменам можно было больше не прикрываться фиговым листом любительства, и при участии Госкомспорта под знаменами итальянского спонсора была создана команда, в которую на первых порах влились сразу 15 гонщиков. В 1990-м "Альфа Люм" открыла для нашей страны "Тур де Франс", и Конышев в самом дебюте выиграл этап легендарной гонки.

Впрочем, Чмиль считает сравнение "Альфа Люм" образца 1990 года и "Катюши" образца 2011 года не слишком корректным.

- Думаю, это несравнимые вещи, - сказал президент "Катюши". - "Альфа Люм" был сугубо коммерческим проектом, куда, как сейчас уже понятно, федерация велоспорта СССР отправила, с одной стороны, довольно возрастных титулованных спортсменов вроде олимпийского чемпиона Москвы-1980 Сергея Сухорученкова, а с другой - молодых гонщиков, не представлявших по разным причинам особого интереса для сборной страны.

Мы попали в принципиально иной мир, но нас тогда никто ничему не учил. Мы в одно мгновение превратились в профессионалов, и нам чуть ли не в первый же день объявили: профессионалы сами знают, как им надо готовиться. Мы постоянно чувствовали ответственность, и нас пугали, что, если мы будем плохо выступать, нас отправят в Союз. В первые же месяцы мы расползлись кто куда: каждый был сам за себя. Кто смог выстоять, адаптироваться и интегрироваться в новой жизни, тот смог. Но таких оказалось немного: из 15 человек "первого призыва" 8 человек отправили домой.

Сегодняшняя "Катюша" это совершенно другая команда, принципиально иначе укомплектованная. Причем людьми с абсолютно другим менталитетом. Сейчас мы знаем, над чем конкретно работаем, почему мы едем ту или иную гонку. А заодно прекрасно себе представляем, что это вообще такое - "Тур де Франс".

Сергей БУТОВ