ВЕЛОШОССЕ
Вчера в Москве состоялась встреча с журналистами руководителей российского велоспорта. На ней присутствовал новый генеральный менеджер профессиональной команды "Катюша" - немец Ханс-Михаэль Хольцер.
Сергей БУТОВ
из Москвы
Мероприятие, скромно обозначенное, несмотря на три перемены блюд, как пресс-ланч, оставило двойственное ощущение. Было крайне любопытно познакомиться с новым фактическим руководителем "Катюши" Хансом-Михаэлем Хольцером, создавшим себе за 35-летнюю карьеру в мире профессионального велоспорта высокую репутацию. Которая, правда, оказалась несколько омрачена допинговыми скандалами, прокатившимися по предыдущей команде Хольцера - Gerolsteiner. Эти скандалы вынудили спонсоров немецкой велогруппы в 2008 году прекратить финансирование, что означало ее расформирование в конце того же сезона.
Двойственность заключалась в том, что практически никакой конкретной информации Хольцер, говоривший по-немецки сразу через двух переводчиков много и максимально витиевато, после себя не оставил. Мало говорил о будущем команды и Андрей Чмиль, руководивший повседневной жизнью "Катюши" на протяжении всех трех сезонов, что команда существует. Впрочем, легко можно было понять и того, и другого. Назначение Хольцера не изменило названия должности Чмиля - он остался президентом "Катюши". Однако всем было очевидно, что фактическим ответственным за команду стал немец. Определенную неловкость в связи с этим, как показалось, чувствовали оба.
Чмиль проект не покидает. На нем по-прежнему будут завязаны многие узловые вещи в "Катюше", однако основная его деятельность будет теперь связана с двумя важными моментами. Во-первых, Чмиль назначен директором многодневной гонки, носящей рабочее название "Москва - Сочи". Гонка состоится в 2013 году и с первого же года существования получит статус "Про-тура". Это высший велоразряд, которым обладают такие всемирно известные многодневки, как "Париж - Ницца" или Dauphine Libere. Не исключено, что в седло захочет сесть и наша Северная столица. В таком случае гонка отправится в Сочи из Питера через Москву.
Это, впрочем, совершенно не означает, что пелотон ожидает путешествие по ухабам трассы Е-95. Скорее длинные (протяженностью более 150 км) этапы будут проложены вокруг и внутри крупных городов. По словам Чмиля, в плотнейшем мировом велокалендаре на 2013 год российскому "Туру" удастся разместиться между концом мая и началом июня. Бюджет многодневок "Про-тура" на территории Европы, как правило, колеблется в районе 6-10 миллионов евро, но Чмиль не без оснований дал понять, что затраты на велосипедный "Тур" по России окажутся больше - логистика международных велогонок находится у нас в стране в зачаточном состоянии.
Во-вторых, Чмиль в будущем году намерен баллотироваться на выборах Европейского союза велосипедистов (UEC). Конечной цели президент "Катюши" так и не раскрыл, хотя достаточно очевидно, что речь идет о президентском кресле.
Теперь о Хольцере. Он сообщил, что дал согласие возглавить "Катюшу" спустя час после знакомства с фактическим владельцем команды, президентом Федерации велосипедного спорта России Игорем Макаровым, который на вчерашней встрече с репортерами по уважительной причине не появился. В принципе, те, кто хоть немного знаком с Макаровым, ничего удивительного в такой поспешности при принятии Хольцером решения не обнаружили.
Хольцер понравился тем, что не обещал никому золотого ливня медалей, который обрушится в будущем на российский велоспорт, однако и о том, как станет выглядеть "Катюша", толком рассказать не смог. Ее будущее пока покрыто туманом. Сообщения о том, что команду покинет целая группа спортсменов, в том числе российских, приходят регулярно, а о новых приобретениях пока не слышно. Тем временем трансферный велосипедный рынок фактически закрыт. Его пик: июль - середина августа. Все гонщики первого эшелона уже определились со своим будущим на сезон-2012, остались разве что второй и третий эшелоны, в которых теоретически тоже можно откопать какой-нибудь нераскрывшийся алмаз, но вероятность этого, прямо скажем, невелика.
Хольцер заявил, что к "Катюше" будет иметь прямое отношение тренер сборной России по велотреку Хайко Зальцведель, тоже немец. Вместе с Хольцером в команду придут четыре немецких специалиста из числа обслуживающего персонала, но какого-то массового вытеснения немцами нынешнего персонала "Катюши", преимущественно итальянского, ожидать не стоит. Основными языками общения в команде останутся итальянский и русский, разве что станет заметным немецкий акцент.
Новым старшим спортивным директором команды станет итальянец Валерио Пива, покидающий HTC-Highroad. При этом судьба его предшественника - Сержа Парсани - неясна. Очевидно, должен остаться в команде костяк российских тренеров во главе с Дмитрием Конышевым. Хольцер планирует несколько реорганизовать добившуюся существенных успехов в 2011 году континентальную команду "Итера-Катюша", сделав ее "более интернациональной", что "пойдет ей на пользу".
Весь нынешний сезон к становлению спринтерской группы "Катюши" во главе с Денисом Галимзяновым имел отношение легендарный Марио Чиполлини. Хольцер в бытность руководителем Gerolsteiner работал бок о бок с другим выдающимся спринтером - немцем Эриком Цабелем. Означает ли это, что Цабель, последние два сезона консультировавший лучшего спринтера мира Марка Кавендиша, также поработает с Галимзяновым? Вопрос, по словам Хольцера, пока открыт. Чмиль отметил, что из уходящей в небытие HTC-Highroad в "Катюшу" перейдет специалист по научно-методическим нюансам подготовки спортсменов.
Впрочем, вчерашняя встреча с журналистами далеко не целиком была посвящена "Катюше". Выступавший от лица ФВСР вместо Макарова генеральный директор Владимир Вагенлейтнер обратил наше внимание на то, что ФВСР в 2011-м реализует краткосрочную программу "Старт", суть которой - поддержка муниципальных школ в 36 субъектах федерации (туда уже выделены 50 авто, 1500 велосипедов и 1500 комплектов велоформы). В 2012-м запустят еще две программы: "Надежда" (создание или возрождение региональных центров подготовки) и "Результат" (с упором на федеральные центры и поддержку сборной России).
Всенародной славы такими программами ФВСР, безусловно, не снискать - вся эта работа над центрами находится на глубокой периферии сознания простых болельщиков. С другой стороны, ФВСР, запустив программы, тем самым намекнула, что готова заниматься тем, чем многие другие наши спортивные федерации заниматься брезгуют. Без велоформы сегодня не будет результата завтра. Здесь-то как раз все просто, и никакого тумана.