ВЕЛОШОССЕ. ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
Сегодня на "Джиро" начинается борьба за выживание. Связка тяжелейших горных этапов и десятки крутых перевалов едва ли оставят пелотон равнодушным. В решающую стадию многодневки, которую многие называют самой изнурительной гонкой в мире, российская "Катюша" вступает в ранге лидера. Ей придется несладко, играют тут не на фантики. На кону - розовая майка, которую 33-летний Хоакин Родригес вот уже три ночи подряд складывает в свою тумбочку.
Сергей БУТОВ из Червере
- Можно вас попросить за минуту рассказать о себе?
- Я сделаю это быстрее. Меня зовут Пурито Родригес, и я выступаю за российскую команду. Сюда я пришел в 2009 году из испанской Caisse d’Epargne и еще ни разу об этом не пожалел. "Катюша" дала мне возможность попробовать реализовать свой потенциал. Думаю, что сама идея создания команды, которая объединила лучшие головы и лучшие ноги российского велоспорта, - идея великая. Мне очень нравится, что мы не просто выступаем в одной команде, мы еще становимся друзьями. Да, и у меня сейчас розовая майка лидера "Джиро".
- Почему вы согласились на предложение "Катюши"? Деньги? Возможность быть безусловным лидером?
- Точно не из-за денег. Я мог бы получать больше в другом месте. Но я искал возможность быть капитаном сильной команды, искал шанса вырасти в "большого" гонщика. "Катюша" согласилась мне такую возможность предоставить. При этом я стараюсь жить интересами всей команды, а не только собственными. Предлагаю руководству тех или иных гонщиков. Рад, что чаще всего наши представления о том, кто должен выступать в "Катюше", совпадают. Очень сомневаюсь, что в любой другой команде мне предоставили бы такую свободу действий.
- Вы знали, идя в "Катюшу", что собой представляет российский велоспорт? Что в России этот вид спорта далеко не так популярен, как в Испании?
- В общих чертах - да. Что до популярности, то давайте не забывать, что та культура велоспорта, которая существует в Италии и Испании, - уникальна. Нельзя требовать этого от России. Безусловно, и три года назад, и сейчас велоспорт у вас не слишком популярен, но интерес растет. Даже я, не находясь в России, ощущаю это. Чем дальше - тем будет лучше. "Катюша" - одна из сильнейших команд в мире, тут и спорить не о чем, перспективы у нее прекрасные. Посмотрите, как быстро перебросилась на другие страны сама идея национальных проектов: уже есть Sky, которую ассоциируют со всей велосипедной Великобританией, есть Greenedge, представляющая Австралию.
- Вы стали лидером команды мирового уровня в 30 лет с небольшим. Вовремя? Или вы предпочли бы, чтобы это произошло раньше?
- Вовремя. Мне сейчас 33, за плечами определенный жизненный багаж, кое-какие победы. Одним словом, я чувствую себя в этом статусе достаточно уверенно. В велоспорте невозможно начать карьеру звездой. Ты в любом случае проходишь промежуточные стадии. И я их проходил. Шаг за шагом. Не перескакивая через ступеньки.
- Роль лидера в велоспорте предполагает лидерство не только на шоссе, но и в быту. Говорят, что управлять людьми - одно из самых сложных искусств, которым может овладеть человек. Как быстро вы поняли, что от одного вашего взгляда, от одной реплики зависит настроение других людей?
- Я слишком долго был доместиком (гонщиком, который находится в подчинении лидера. - Прим. С.Б.), чтобы не понимать, насколько это важно. Пока выступал в Испании, учился у таких людей, как Вальверде. Смотрел, как он себя ведет в большой компании, что говорит, о чем умалчивает. Многое отмечал про себя, вплоть до того, какие шутки допустимы, а какие нет. Хорошо знаю, что в итальянских командах лидеры часто ставят себя вровень с Богом. Хотя все это чушь собачья.
Ключевой момент командной жизни - ужин. С людьми нужно уметь говорить. Понимать, кому и что сказать. Одни любят, когда их делами интересуются, другие терпеть не могут, когда кто-то лезет им в душу. Я должен все знать про тех, кто сидит со мной за одним столом. Потому что от этого зависит то, кем мы будем в ходе гонки - единомышленниками или просто людьми в майках одинакового цвета. Как я могу заставить Брутта работать на себя в горах, где работать очень больно и тяжело, если не знаю, женат ли он, а если женат, как зовут его супругу? Вот что по-настоящему важно, а не то, кто кем себя считает.
- Мне в четверг показалось или вам и на самом деле было все равно, останется ли у вас розовая майка на финише этапа в Сестри Леванте? Слишком неторопливо пелотон догонял отрыв, который мог перевернуть всю "классифику".
- Ну как мне может быть все равно, останется ли у меня майка, которую зарабатывала вся команда? Нет, мне не все равно. Мне совершенно не все равно! Просто сам этап в четверг был непростым с точки зрения распределения усилий в пелотоне. Первую половину гонки "Катюша" провела впереди - мы не могли не продемонстрировать уважение как к розовой майке, так и к самому пелотону. Возможно, этого не видели миллионы зрителей - телетрансляция этапа началась не со старта, но это факт. Затем я скомандовал ребятам: "Спокойнее". Мне показалось, что другие команды, у которых есть претенденты на "классифику", также должны были поучаствовать в погоне за отрывом. Собственно, так и произошло.
- "Джиро" начнется в субботу?
- Так сказал Бассо, и все подхватили. Но ведь в субботу будет 14-й этап, какое же это начало? По сути "Джиро" стартовала для нас еще в апреле, когда мы провели командный сбор после "Льеж - Бастонь - Льеж". Мне кажется, говорить так, как Бассо, несколько неуважительно по отношению к самой гонке и к людям, которые в ней участвуют. Поверьте, здесь очень остро чувствуется каждый день. Когда ты слезаешь с велосипеда, приезжаешь в гостиницу и падаешь в кровать, тебе не кажется, что "Джиро" начнется в субботу.
13-й этап. Савона - Червере. 121 км. 1. Кавендиш (Великобритания, Sky Procycling) - 3:02.07. 2. Кристофф (Норвегия, "КАТЮША"). 3. Реншоу (Австралия, Rabobank)… 24. Смукулис (Латвия)… 54. БРУТТ… 59. Кучинский (Белоруссия). 60. Родригес (Испания, все - "КАТЮША")… 85. ПЕТРОВ ("Астана")… 108. Морено (Испания)… 120. Лосада (Испания)… 122. Висиосо (Испания) - у всех время победителя… 183. ИГНАТЬЕВ (все - "КАТЮША") - отставание 5.50.
Общий зачет. 1. Родригес - 54:21.15. 2. Хеседал (Канада, Garmin) - отставание 0.17. 3. Касар (Франция, FDJ) - 0.26… 27. Морено - 2.16… 66. Висиосо - 24.29… 87. ПЕТРОВ - 41.38… 101. БРУТТ - 51.13… 106. Лосада - 53.36… 112. Смукулис - 56.38… 153. Кучинский - 1:28.15… 163. Кристофф - 1:35.48… 172. ИГНАТЬЕВ - 1:46.38.