Вот это "Джиро"!

Telegram Дзен

ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ

Капитан российской "Катюши" Хоакин Родригес за сутки успел потерять и вернуть себе розовую майку лидера. Если это только начало горной интриги итальянского "Гран-тура", то что же будет дальше?

Сергей БУТОВ
из Червинии

Началось все с того, что с утра субботы притихли итальянцы, а таковых в "Катюше" - за редким исключением - весь обслуживающий персонал. Молчание их звучало зловеще. Когда итальянцы перестают болтать - это, братцы, серьезно. Это означает, что всякий русский на их месте обхватил бы голову руками и глядел исподлобья.

Первая встреча с горами всегда волнует. Вроде все знают, когда именно они начнутся, только о горах и разговоры, а приходит время, бац! - страшно. Даже такой волчара, как Микеле Скарпони, которого ядерной войной на "Джиро" не удивишь, сказал, что от одной мысли о предстоящем спуске с горы Коль ди Жу у него по телу забегали мурашки.

Хоакин Родригес проиграл прошлогоднюю "Джиро" в первой же горе, во время восхождения на вулкан Этна. Я видел ту гонку и видел вблизи лицо Родригеса - черное, как вулканический камень, рассыпанный по обочинам дорог к Этне где-то на высоте полутора тысяч метров над уровнем моря. "Проблемы у Родригеса, проблемы у Родригеса", - кричало радио "Джиро", пока чернели лица тех, кому эта информация главным образом предназначалась.

Первые горы никогда не дают ответа на вопрос, кто выиграет гонку, любят повторять велогонщики. Зато они способны дать понять, кто эту гонку не выиграет точно.

Родригесу очень не хотелось в субботу новой Этны. Но испанцу подавай горы короткие и острые, как бритва. А две субботние горы тем временем почти в точности повторяли Этну - относительно пологие, но до неприличия длинные. Коль ди Жу - 22,5 км. Червиния с финишем на макушке - прости господи, 27 км. А прямо посередине тот самый спуск - от которого мурашки.

* * *

Нас определили в разведку. Отправили маневрировать впереди пелотона, шпионить, вынюхивать, разведывать местность и докладывать главному спортивному директору "Катюши" Валерио Пиве по телефону. Вот до чего техника дошла!

Начальником разведроты назначен был известный в прошлом велогонщик Сергей Ушаков. Тот самый Ушаков, что одержал в 90-х по две победы на этапах всех трех "Гран-туров" под флагом Украины. Во времена, когда гремели на весь мир имена Тонкова, Берзина, Екимова, Конышева, Угрюмова, Абдужапарова и других, удивить кого-либо победами на этапах было непросто. Но из действующих российских гонщиков такими успехами могут похвастать буквально единицы. Сейчас у нас такие сняты с производства.

Ушаков же нынче в "Катюше" практически незаменимый человек. Чем занимается - объяснить в двух словах трудно. Проще будет сказать, что занимается всем. Атмосферщик. Душа команды.

Мы рванули по автостраде, чтобы срезать. Превратились в глаза и уши команды, везущей розовую майку лидера. Изредка останавливались понаблюдать за пелотоном издалека, лишь угадывая то, что происходит на дистанции. Видели, что сорвались с места сразу несколько техничек с колесами на крыше - значит, удался отрыв.

Скорость пелотона с самого начала гонки потрясала воображение. Мы гнали под 120 км/ч, но почему-то все равно запаздывали. Вон остановилась техничка Omega Pharma, из-за руля радостно выпрыгнул с расстегнутыми штанами бывший спортивный директор "Катюши" Барт Лейзен, окропил траву. Для нас это был знак, что отрыв только что проехал. Обгонять его Барту было совершенно необязательно.

Второй раз мы увидели пелотон в городке Вольпиано, где-то на 70-м километре. Встали с угрозой для жизни на каких-то железнодорожных путях и давай вслух считать гонщиков в отрыве. Один, два, три, четыре… Один, два, три. Тьфу ты! Сверили показания - получилось восемь. Пелотон крепко позади. В голове его работала "Катюша", но спокойненько так, без показного рвения, без пятилетки за три года.

Чем ближе к горам, тем хуже погода. Зачмокали дворники на лобовом стекле. Высунули руки - разведка мы или кто! - противный, режущий, холодный дождь. А тут еще в районе городка Иврея, где пункт питания, - километра три брусчатки, в роудбуке не отмеченной. Непонятно, кому жаловаться!

- Устроили тут, черти, "Париж - Рубэ", - проворчал Ушаков и потянулся за телефоном.

Пива был немногословен.

- Дерьмо собачье, - тонко подметил он, и я представил, как в этот момент интеллигентный спортивный директор поправил на носу очки.

На самом пункте питания, где-то сразу после сотого километра, мы долго искали глазами техничку "Катюши". Но нашли. Было бы странно не найти.

- Опять разметку срезали, что ли? - спросили массажиста Мариуша Семковского. Эти массажисты, когда им не хватает места в отведенной для питания зоне, срезают со столба табличку, перевешивают на другое, удобное им место, и дело с концом. Но Семковский месяц назад бросил курить, ему сейчас не до шуток.

Гонщики же ждали встречи со своими массажистами, подгоняемые голодом и холодом. Впереди гора, а самое страшное для гонщика в горе - "заголодать".

- С каждым такое бывало, - объяснял Ушаков. - Вовремя не поешь, "рубит" сразу. Вялость во всем теле, педали не чувствуешь - серьезно! Сейчас парням проще - пачку энергетического геля залил, и вперед.

Мы въехали в живописную долину Аоста. Причем как-то незаметно - ехали, ехали, домики, деревья, все, как всегда. И вдруг - бах! - долина, где даже в скалы врезаны сочные виноградники. В этих краях проходит престижная молодежная "Валле д’Аоста", которую еще называют юниорской "Джиро д’Италией". В 2010-м, кажется, году здесь победил россиян Петр Игнатенко, про которого, помню, говорили, что это первый за долгие годы "чистый" чемпион. Сейчас Игнатенко учится уму-разуму в "Катюше". Глядишь, новый Меньшов вырастет.

Нас то и дело подрезали белые фургоны, торгующие символикой "Джиро". Взмаха руки потенциального покупателя на обочине было достаточно, чтобы водитель переставал смотреть в зеркала - было в этом что-то от московских маршрутных такси. Каждую минуту противный женский голос через громкоговоритель разносил по всей округе один и тот же рекламный лозунг. На 14-м этапе водитель, должно быть, слышал ее пятитысячный раз. Скорее всего, он давно сошел с ума.

* * *

"Ну, где первая гора-то?" - заерзали мы на сиденьях. А вот же она! Снова мокрая брусчатка в каком-то средневековом городке, затем резкий, до визга, поворот направо, и пошла гора. Пошла, пошла, родимая.

Температура мгновенно упала. За километр до вершины термометр показывал +7. Холод. Туман. Из него на ощупь, как партизан из окружения, выбрался к нашей машине механик Мауро Адобати. Обнял боковое зеркало.

- Как там гонка?

- Рации в машине нет.

- Давай телевизор включим.

- Сигнала нет.

- Ну хоть курево есть?

- Сами все скурили.

- Да пошли вы в задницу тогда, - сказал механик Адобати и ушел в туман.

У него там, в тумане, важная задача. Он должен за километр до горы успеть раздать всем куртки. На спуске, застегнувшись по самые адамовы яблоки, велогонщики за это вспомнят его добрым словом.

Наконец, поймали картинку. В эфире Червиния. Идет то ли снег, то ли дождь, черт знает что. Ведущие в горнолыжных куртках. Май. Италия.

Впереди работал Liquigas. Наши не атаковали, хотя планировали. Пива намекнул перед гонкой, что, возможно, "Катюша" проверит паспорта у Бассо и компании на Коль ди Жу. Говорят, Иван Грозный никакой не Грозный на спуске. Если Скарпони боялся мурашек, то Бассо - излишней активности. Но команда подстраховала.

Прямо за горной премией - резкий спуск. Он полностью скрыт в тумане. Ушаков поежился, и я, кажется, его понял.

- Помню, с Димкой Конышевым на одной "Джиро" засадили со спуска 113 км/ч. Мотоциклисты от нас по кустам прятались. Научиться быстро ехать вниз нельзя: либо дано, либо нет.

Уважительно киваю. Усидеть на спуске с Конышевым, когда-то одним из лучших в мире специалистов в даунхилле, - большое достижение. Кроме шуток.

Едва спустились, как сразу, без перерыва и всякой там равнины, - вторая и последняя гора дня - Червиния. Антенна не пережила спуска, сигнал пропал. Рванули на финиш, чтобы наладить. Есть картинка!

22 км до финиша. На побег из группы решился итальянец Кунего. Но разве это побег? Настоящее бегство - это когда тебя берут где-нибудь на границе, а у тебя ботинки надеты задом наперед и полные карманы валюты. А предпринятое Кунего было похоже на то, как задирают старшеклассников, рассказывая им про брата-культуриста. Кунего догнали быстро, а потери энергии-то уже не вернуть. Еще утром гонщик на "классифику" Кунего на финише проиграл почти две минуты.

С Родригесом в горе остались лишь его испанские телохранители - Морено, Лосада, Висиосо. Так, собственно, и планировалось. С вершины Червинии пелотон эвакуировали вертолетами, но мест на всех не хватало - брали только пятерых из каждой команды. Про четверых испанцев в "Катюше" подумали сразу, оставалось разыграть внутри команды пятую путевку в вертолет. Ее предсказуемо выиграл Брутт, и предсказуемо не выиграл Игнатьев, в знак протеста против наступления горных этапов переставший брить волосы на подбородке, в результате чего ставший похожим на актера Старыгина в роли Арамиса.

- А я на вертолет и не претендую, - заявил олимпийский чемпион за завтраком. - Я вертолетам не доверяю. Не понимаю принципа работы.

В горе продолжал пыхтеть Liquigas. Сразу за итальянцами уселся Родригес - демонстрировал потенцию. Хотя волнение за Пурито все равно не отступало. Тем более быстро "отвалили" Лосада с Висиосо. С Пурито остался лишь его верный "лейтенант" Морено.

Пошла работа за четыре км до вершины! Высота почти две тысячи метров, в кюветах - талый снег. Приятного мало, если ты в тоненькой майке и велотрусах. Какие вообще могут быть трусы, когда +7?! Голову отрыва, рассыпавшегося по всей горе, как горох, уже, конечно, не достать. Из основной группы отъехал канадец Хеседал из Garmin, бывший обладатель розовой майки, не смирившийся с ее потерей. Утащил за собой испанца Ниеве, тоже не зеленого пацана. Жилы на горлах гонщиков вздулись. Пар у обоих изо рта! Хеседал шел в "классифике" вторым, всего в 17 секундах от Родригеса. Что делать остальным?

Вспомнил утренний разговор с другим нашим "диретторе спортиви" Клаудио Коцци.

- Пурито будет контратаковать, только если поедут Бассо или Скарпони, - больно тыкал меня пальцем в грудь Коцци, как будто я уверял его в обратном. - Остальные, атакуйте себе на здоровье. Получится забрать майку - комплименти, грациа. Нет - извините, аривидерчи.

Какое-то время в группе смотрели друг на друга. Первым ответил тот, от кого этого мало кто ожидал, тот, в котором сомневались, - Пурито! Пошел сильно, на все деньги, Ниеве только ахнул, увидев спину Родригеса. Но Хеседала тот так и не достал - вот это Канада!

Да и сзади уже накинули лассо на шею испанца три итальянских мавра - Бассо, Скарпони, Тиралонго, плюс восставший на один день из пепла стартовых этапов Франк Шлек, вчера сошедший с "Джиро". Удуша-ющий прием, и капитану "Катюши" стало не до Хеседала, тут удержаться бы в группе.

Победил на Червинии костариканец Андрей Амадор из Movistar. Победил красиво, честно, по-мужски, не пропуская смен в отрыве. Сейчас трудно поверить, на кого был похож Амадор в январе прошлого года, когда его нашли в какой-то канаве в родной Коста-Рике, где его оставили умирать ограбившие и избившие его подонки. Всем сестрам на финише раздали по серьгам. Хеседалу, который не так-то прост, досталась розовая майка, во второй раз на "Джиро". Родригесу - 9-секундное отставание от него, зато щепотка уверенности в своих силах. А заодно вертолетная прогулка вместо 200-километрового трансфера до отеля по горному серпантину. Было о чем рассказать Игнатьеву.

* * *

Вот это "Джиро"! Результаты воскресного этапа с финишем на горе Пиани дей Ресинелли как будто перенесли нас обратно в пятницу. Как будто не было субботних страданий на Червинии и смены лидерской майки.

Пурито Родригес совершил очередной сабельный выпад, атаковав главных претендентов на "классифику" за полтора километра до финиша. И атака эта, в отличие от субботней, принесла осязаемые плоды - накануне сегодняшнего дня отдыха на берегу озера Гарда Родригес вновь отходил ко сну в розовой майке. Зато, вероятно, пришлось поворочаться в кровати не только Хеседалу, но и Бассо со Скарпони, "поймавшим" от лидера очередные 25 секунд.

Считая секунды, давайте не забывать, что не только и не столько в них было дело на Червинии и Пиане дей Ресинелли. Борьба шла за инициативу, за моральное превосходство. Там, в горах, на высоте свыше 2000 метров оно сыграет более важную роль.

"Джиро". 14-й этап. 205 км. 1. Амадор (Коста-Рика, Movistar) - 5:33.36. 2. Барта (Чехия, NetApp) - то же время. 3. Де Марки (Италия, Androni Giocattoli) - отставание 0.02. 4. Хеседал (Канада, Garmin) - 0.20… 7. Родригес (Испания, "КАТЮША") - 0.46… 9. Скарпони (Италия, Lampre-ISD)… 11. Бассо (Италия, Liquigas) - у обоих то же отставание… 17. Морено (Испания, "КАТЮША") - 0.52… 54. ПЕТРОВ ("Астана") - 6.44… 63. Лосада (Испания) - 10.17… 69. Висиосо (Испания) - 11.02… 87. БРУТТ - 20.22… 94. Смукулис (Латвия) - 22.24… 101. Кучинский (Белоруссия) - 28.54… 112. ИГНАТЬЕВ - 32.04… 172. Кристофф (Норвегия, все - "КАТЮША") - то же отставание.

15-й этап. 172 км. 1. Работтини (Италия, Farnese Vini) - 5:15.30. 2. Родригес - то же время. 3. Лосада - отставание 0.23… 5. Скарпони - 0.25. 6. Бассо - то же отставание… 12. Хеседал -0.39... 18. Морено - 1.11… 44. ПЕТРОВ - 7.51… 68. Смукулис - 18.44… 71. БРУТТ - то же отставание… 73. Висиосо - 21.14… 91. ИГНАТЬЕВ - 26.49… 93. Кучинский - то же отставание… 153. Кристофф - 34.38.

Общий зачет. 1. Родригес - 65:11.07. 2. Хеседал - 0.30. 3. Бассо - 1.22. 4. Тиралонго (Италия, "Астана") - 1.26. 5. Кройцигер (Чехия, "Астана") - 1.27. 6. Скарпони - 1.36… 16. Морено - 3.33… 59. ПЕТРОВ - 55.27. 60. Висиосо - 55.59… 66. Лосада - 1:03.30… 89. БРУТТ - 1:29.33… 94. Смукулис - 1:37.00… 158. Кристофф - 2:41.54… 161. ИГНАТЬЕВ - 2:44.45.