Вчера в Голландии 30-летний Филипп Жильбер из Бельгии стал новым чемпионом мира в групповой 261-километровой гонке. Лидер сборной России Александр Колобнев за какую-то минуту проделал путь от претендента на золото к месту в финишной массовке.
Победу Жильбера вчера праздновала вся велосипедная Бельгия, а велосипедной эта страна является насквозь, "от Москвы до самых до окраин". Победные песни в аранжировке футбольных гимнов, флаги, синюшные носы, алкоголь в пластиковых стаканах - губит людей не пиво!
Феномен активности бельгийских велофанатов, которых на любой гонке в любой точке Земного шара видно (а когда не видно, то слышно), до сих пор до конца не раскрыт, хотя мотивация-то, в общем, хорошо понятна. Бельгийскому парубку сгонять в компании таких же парубков на гонку, скинувшись на взятый в аренду трейлер, это как нашему брату смотаться на рыбалку, позабыв на время про тещу и школьный дневник отпрыска, вечно портящих настроение.
Коль скоро велоспорт в Бельгии приравнен к рыбалке, то наблюдается и повышенный спрос на результат. И оттого клюет у бельгийских велогонщиков. Обязано клевать! Это их мобилизует, придает им сил. А иногда и "мертвого поднимет из могилы", как это случилось вчера с Жильбером, который провалил весенний сезон классических однодневных гонок и дал недоброжелателям повод поставить на собственной персоне жирный крест. Поторопились, однако.
Бельгийская сборная вчера в самой престижной дисциплине мирового первенства предстала идеально работающим механизмом, обильно смазанным и не скрипящим от нагрузок, где винтики сами по себе собираются в конструкцию, на тот момент необходимую: будь то отбор в отрыв, погоня за беглецами, контроль за конкурентами или "терпежка" на холме.
"Терпежки" вчера было много. Сам километраж групповой гонки не говорил - кричал о том, что победы на всех не хватит. Но одновременно - о том, что желающих такую победу одержать будет во много раз меньше, чем это покажется на первых порах. 261 км пути, 6 часов в седле, на предельных скоростях, под занавес труднейшего сезона.
Маршрут был традиционным для длиннющей однодневной гонки. Сто стартовых километров на аперитив, на горячее - десять 16,5-километровых кругов с широко известным в узких кругах подъемом Кауберг на десерт. 1200 м со средним уклоном 5,8 процента и максимальным - в 12. Оно, конечно, не Монте Дзонколан и даже не французский Телеграф, но если десять раз этим Каубергом врезать по ногам, то получается вовсе и не просто.
Чем врезали и куда попали голландским режиссерам вчерашней трансляции, нам всем еще только предстоит узнать, но в кастрюлю гонки уважаемые телевизионщики добавили ковш полнейшей неразберихи. Мы любим шоссейные гонки за непредсказуемость, но все ж таки не до такой степени, когда совершенно невозможно разобрать, кто в какой группе лупит по педалям, а главное - какой это дает эффект. Иными словами, кто, от кого и на сколько в данный момент отстает.
Спасибо Каубергу - он всех расставил по местам. На горном этапе "Джиро" холму, как этот, не присвоили бы даже самой легкой категории сложности и обидно обозвали бы "торчком", но для однодневной гонки его хватило всем с избытком. Всякий раз на Кауберге пелотон разбегался, как меха у куражистого гармониста, и всякий раз собирался обратно в кучу на спуске и на равнинных участках. И так, как в старом анекдоте, много раз.
Гонка вчера была как гонка. С отрывом, который не хотел умирать, с обидными падениями, невынужденными завалами и даже внезапными сходами уважаемых людей. Ну и с отдельными эпизодами активности, которыми исчерчен теперь журналистский блокнот. "Контадор тянет в гору", "Уран атакует", "Колобнева видно в группе" и прочими мазками общей картины, которая, если отбросить всю мелочовку, нарисовалась просто: за два круга до финиша во главе пелотона по-прежнему ехало 90 гонщиков. Ни больше, ни меньше.
230 км, что предшествовали довольно неожиданному сценарию, даром, конечно, ни для кого не прошли. Построились в голове пелотона бельгийцы, поднатужились, чтоб не расстраивать фанатов, чпок! - и за круг до финиша претендентов осталось полсотни. А способных быстро жать на педали - еще вдвое меньше.
Решающим оказался последний круг. Но получилось все-таки красиво. Когда итальянцы, которым соперники вот уже который год на чемпионатах мира строят козью морду, поехали под горку со скоростью 67 км/ч, запахло той самой атакой, что должна была кому-нибудь да принести успех.
Первым пошел итальянец Нибали, но вышло неубедительно. Как справедливо утверждают туристические путеводители "Афиши": "Места знать надо!" "Места" знал как раз Жильбер, живущий в этих краях уже не первый год. В 2010-м и 2011-м бельгиец побеждал на знаменитой апрельской однодневке Amstel Gold Race, судьба которой - какое совпадение! - решается как раз на Кауберге.
Понаблюдав за мучениями Нибали, бельгиец Роландтс, ставший последним колесом Жильбера, открыл того для атаки. Будущий чемпион мира, выждав еще несколько мгновений на знакомом буквально до метра подъеме и дождавшись самого "крутяка", ответил артиллерийским огнем. Желающих выбраться в этот момент из окопа было не много, по пальцам одной руки пересчитать.
Капитан российской сборной Колобнев был первым, кто открыл сезон охоты за Жильбером. За ним сумели увязаться разве что норвежец Хаген, да матерый испанец Вальверде. Счет пошел на секунды.
В какой-то момент аж захватило дух: показалось, что Колобнев поехал за Жильбером, то есть на победу. Но бельгиец, рассчитав собственные силы, как в аптеке, темпа не убавил, а вот Колобнева достали. И не только Вальверде с Хагеном.
Потеряв из виду лидера сборной России ради финиша Жильбера, телеоператоры уже через считаные секунды Колобнева среди претендентов на награды не обнаружили.
Хотя спасибо капитану и за те секунды, что мы верили в победу.
Сергей БУТОВ
Чемпионат мира. Маастрихт (Голландия). Групповая гонка. Мужчины. 261 км. 1. Жильбер (Бельгия) - 6:10.41. 2. Хаген (Норвегия) - отставание 0.04. 3. Вальверде (Испания) - 0.05… 28. КОЛОБНЕВ - у всех то же отставание… 40. ТРОФИМОВ - 1.01… 65. ГУСЕВ - 2.21… 86. ВОРГАНОВ - 2.53… 89. ИСАЙЧЕВ - 5.46. ФИРСАНОВ - не финишировал.
Женщины. 128,8 км. 1. Вос (Голландия) - 3:14.29. 2. Нейлан (Австралия) - отставание 0.10. 3. Боргини (Италия) - 0.18… 24. КОЗОНЧУК - 4.49… 27. ПАНКОВА - то же отставание… 32. АНТОШИНА - 4.54… 46. БУРЧЕНКОВА - 4.58. ЧЕКИНА, МАРТИСОВА - не финишировали.
Юниоры. 128,8 км. 1. Мохорич (Словения) - 3:00.45. 2. Калеб (Австралия). 3. Румак (Хорватия).