Захаров проиграл, но ни о чем не жалеет

Telegram Дзен

УНИВЕРСИАДА-2013

Первую золотую награду принес России в воскресенье Евгений Кузнецов. Он выиграл состязания в индивидуальных прыжках с трехметрового трамплина. Олимпийский чемпион Илья Захаров остался шестым.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Казани

Казань – очень просторный город. Это впечатление – первое, из тех, что возникают в голове на пути из аэропорта. Количеством представителей дорожной полиции вдоль пустынных широкополосных дорог город сильно напоминает олимпийскую Москву 33-летней давности. Причем ни один из служителей правопорядка не стоит просто так: возле каждого, как правило, припаркован чей-то автомобиль с удрученным, дающим какие-то объяснения, владельцем.

– В обычное время у нас машин конечно же подольше, – объясняет мне по ходу дела водитель-волонтер. – Просто перед Универсиадой власти решили несколько разгрузить город. Тормозят за любые прегрешения, даже если автомобиль слегка помят, или просто грязный. Загоняют на платную парковку – с тем, чтобы держать там машину до конца Универсиады. В самом городе все парковки давно переполнены, так что сейчас транспорт нарушителей гонят в Набережные Челны...

Первые ощущения от начавшейся Универсиады странные: слишком уж не вяжется пафосность организации с чисто спортивным уровнем мероприятия. Классно, что в республике сделано все, чтобы гостям было удобно. Классно, что работающие волонтерами совсем молоденькие девочки и парни явно гордятся возложенной на них миссией и не скупятся на улыбки. Особенно если на том или ином участке их работы вдруг происходит какая-то накладка. Город вымыт и вычищен и явно готов принять у себя соревнования любого ранга. И нет ничьей вины в том, что ранг нынешнего турнира слегка подкачал:

В тех же прыжках в воду в заявке на мужском трехметровом трамплине лишь две страны – Россия и Мексика – представлена сильнейшими составами. Неплох еще Китай – но это понятно: Универсиада настигла спортсменов Поднебесной в самое, пожалуй, благоприятное для страны время. Именно в послеолимпийском сезоне китайские тренеры начинают активнейшим образом обкатывать очередное поколение, которое через год вполне может стать основным, но пока не стало. Поэтому налицо два практически равных состава: один соревнуется в Казани, другой отправится на чемпионат мира в Барселону.

У мексиканцев иная история: прыгуны в воду этой страны уже не первый год обращают на себя внимание уникальной сложностью. Чтобы добиться стабильности таких комбинаций, необходимо прежде всего большое количество повторений каждого прыжка. Вдвойне эффективно, когда все это происходит в режиме соревнований. В конце концов привычка к частым стартам никогда не бывает для спортсмена лишней.

Вот и получается, что фигур, по-настоящему достойных внимания, на мужском трамплине максимум шестеро. Включая олимпийского чемпиона Илью Захарова и дважды вице-чемпиона мира Евгения Кузнецова. Остальные, не в обиду спортсменам будь сказано, – не более чем массовка.

Собственно, подобные тенденции отражает любой, даже взятый наугад, вид спорта. Накануне приезда в Казань я общалась со своей французской, пишущей о плавании коллегой Селин Лонгевр. Сама она сейчас находится в Виши, где проходит открытый чемпионат Франции и выступают, естественно, все сильнейшие пловцы страны (там же, кстати, сейчас находится капитан сборной России и вице-чемпион лондонских Игр Евгений Коротышкин). Тех, кто приехал выступать в Казань, нельзя отнести по словам Селин даже к условному третьему составу. Поскольку и третий и второй плывут в Виши в надежде зацепиться за основную сборную и поехать на чемпионат мира по водным видам спорта в Барселону.

Аналогичная ситуация у американцев. В команде четыре бронзовых медалиста последнего чемпионата США, все остальные – в лучшем случае из числа тех, кто занял на национальном первенстве места в конце первой десятки. Состав американской студенческой сборной на сезон-2013 был сформирован по результатам на август 2012 года, однако нескольким спортсменам позже удалось перебраться из этого "списка неудачников" в основной состав. Соответственно их места заняли резервисты, среди которых встречаются даже люди, которым вообще не довелось участвовать в национальном первенстве этого сезона.

Представителям водных видов спорта, тем не менее, сильно повезло: казанская Универсиада дала им возможность на полную катушку поэксплуатировать объекты, где в 2015-м будут разыграны медали очередного чемпионата мира. Построенный к студенческим Играм центр водного спорта можно безо всякого преувеличения назвать одним из наиболее уникальных подобных сооружений мира: под одной крышей здесь располагаются сразу три ванны (одна из которых – полнометражная 50-метровая), а внутреннее пространство столь масштабно, что захватывает дух.

Первыми официальными соревнованиями в бассейне еще в апреле стал отборочный кубок России по плаванию, который, правда, прошел не без проблем: пловцы отмечали, что прозрачность воды в бассейне меняется так часто, словно очистительные системы работают с перебоями. Но для только что построенного объекта такого масштаба мелкие накладки в порядке вещей: я сама была свидетелем того, как в феврале 2004-го Кубком мира по прыжкам в воду открывался олимпийский афинский бассейн. Организаторы тогда оказались бессильны нагреть до нужной температуры воду, и первые пару дней соревнований она было просто ледяной.

Первый день прыжковых соревнований в Казани начался не очень весело: без тренера осталась российская трамплинистка Светлана Филиппова: ее наставницу Галину Каребо в субботу прямо из бассейна увезли в реанимацию. Возможно, что именно это стало причиной крайне неудачного выступления Светланы в самом первом финале Универсиады на однометровом трамплине, она заняла последнее место.

На трехметровом трамплине Захаров с Кузнецовым уверенно возглавили итоговый протокол после полуфинального раунда, обеспечив себе таким образом последнюю и предпоследнюю стартовые позиции в финале. Илья помимо этого выиграл и предварительную серию прыжков. Но как раз финал и показал, что стабильно исполнять три раза подряд сложнейшую в мире произвольную программу Захаров на данный момент просто не готов – он допустил грубую ошибку уже в первом раунде, откатился на пятое место, к предпоследней попытке достаточно большими усилиями выбрался в лидеры – и снова ухнул вниз уже на шестую позицию, не справившись с винтовым прыжком.

Заключительная попытка позволила спортсмену подняться лишь на шестое место.

– Расстроился, – признался Илья после выступления. – Рассчитывал, что финальная сумма баллов будет как минимум не хуже, чем та, что я набрал в полуфинале. А вышло вон как…

– Что огорчило особенно сильно?

– Предпоследний винтовой прыжок. Два с половиной оборота вперед с тремя винтами. Понятно, что я сейчас не в очень хорошей форме, но после первого прыжка был совершенно спокоен: знал, что понемногу наверстаю отставания, а после трех винтов резко уйду в отрыв. Даже не сомневался, что все будет именно так. Но не попал в наскоке в доску. И сразу все пошло наперекосяк. Из последних сил выкрутил все обороты, показалось, что вода уже совсем близко, вот я и наклонил голову, чтобы таким образом получить дополнительное ускорение и "спасти" вход в воду. А оказалось, что это и стало роковой ошибкой: нужно было просто "ставить" вход в воду, как на тренировке.

– Физически вымотались сильно?

– Не сказал бы. Тяжеловато пришлось, но надеялся, что дотерплю.

– Оглядываясь назад, не жалеете, что согласились участвовать в Универсиаде?

– Не жалею совершенно. У меня это уже вторая Универсиада в карьере. Два года назад выступал в Китае, но там было гораздо тяжелее в плане соперничества. Китайцы относятся к домашним соревнованиям точно так же, как и мы – стремятся выиграть их любой ценой. И составы у них выступали там сильнейшие. В отличие от нынешних.

В плане организации в Казани, кстати, все намного лучше, чем было в Китае. И условия, в которых мы живем, и бассейн, и еда.

– Что вы сейчас чувствуете?

– Ничего хорошего. Хотя и плохого тоже нет. По большому счету мне этот результат безразличен, несмотря на то, что выиграть, безусловно, хотелось. Хорошо еще, что Женя Кузнецов выиграл. Проиграть дома не самым сильным китайцам было бы совсем неприятно.

Ну и ответственность некоторая поддавливает. А тащить ее надо. После Олимпиады все на меня смотрят уже по-другому, это чувствуется.

– Если бы не ранг олимпийского чемпиона, было бы легче?

– Да…