ВОДНЫЕ ВИДЫ. ЧЕМПИОНАТ МИРА
Два года назад, когда мы почти случайно встретились с Грегом Луганисом на одном из крупных турниров по клифф-дайвингу, как называют в профессиональных кругах прыжки с 27-метровых скал, я спросила: почему он никогда не приезжает на чемпионаты мира по водным видам спорта, пять из которых в свое время выиграл сам? Четырехкратный олимпийский чемпион пожал тогда плечами: "Я бы с удовольствием. Просто никто не приглашает".
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Барселоны
В Барселону легендарный спортсмен приехал в качестве судьи уже привычного для себя, но нового в программе мировых первенств вида. Правда подходящей скалы у организаторов не нашлось: они соорудили в портовой зоне специальную конструкцию с двумя вышками: 27 метров для мужчин и 20 – для женщин.
Об интервью мы с Луганисом договорились днем ранее, когда в бассейне Монтжуик проходил финал на 10-метровой вышке.
– Каковы впечатления, Грег?
– Потрясен. Я уже говорил, что никогда не считал себя фанатом китайской школы. Мне она кажется чересчур механической, несмотря на очень высокое качество прыжков. Гораздо больше симпатизирую тем, кто пытается бороться с китайцами, не подстраиваясь под их стиль. Мне нравится выразительность в том, что человек делает в воздухе, а не просто вход в воду без брызг. Но то, что я увидел в Барселоне в исполнении Цю Бо… И еще я постоянно испытываю совершенно дурацкое ощущение: не всегда получается посчитать количество оборотов. Мы никогда так быстро не вращались. Не говоря уже о сложности программ.
– Многие прыгуны прошлого, знаю, тоскуют по простым прыжкам. В которых была видна красота всех линий человеческого тела.
– Мне тоже иногда это вспоминается с ностальгией. Обязательные прыжки, чувство свободного полета… Но я покривлю душой, если скажу, что сложные трюки сделали прыжки в воду менее интересными. Напротив, они стали совершенно завораживающими.
Вообще интересно: когда я еще сам прыгал, китайские прыгуны только начинали побеждать. Спустя какое-то время я даже гордился тем, что никогда им не проигрывал. Сейчас же совершенно не согласен с теми, кто говорит: китайцы непобедимы. У них есть слабые места. А у других спортсменов – сильные. Даже когда мы говорим о сложности, я скорее склонен восхищаться тем, что делают мексиканские парни. Они реальные первопроходцы в этом отношении. А повторять что-то за кем-то всегда значительно проще.
– Вы уже несколько раз судили соревнования по клифф-дайвингу. Могли бы сравнить этот вид с классическими прыжками в воду?
– С точки зрения судейства разница не так уж велика: механика прыжка очень похожа на ту, что в бассейне. А вот обстановка вокруг отличается диаметрально. Классические прыжки – очень спокойный вид спорта. Что на тренировках, что на соревнованиях в бассейне царит абсолютная сосредоточенность. Клифф-дайвинг для меня – разновидность рок-н-ролла. Шум, гам, азарт. Просто нет музыки, и все происходит в воздухе.
– Какой из этих видов кажется вам более сложным?
– В бассейне лучше виден тренировочный процесс. Ты понимаешь, что за каждой комбинацией стоит долгая и филигранная работа. Отталкивания, вращения, входы в воду оттачиваются до сантиметра, и спортсмен совершенно уверен в том, что делает. Клифф-дайверы тоже регулярно тренируются. Но у них это, скорее, носит характер игры. Мол, привет, пацаны! Развлечемся?.. На самом деле мне нравится идея с включением клифф-дайвинга в программу чемпионатов мира. Прыжкам в воду давно стоит добавить свежей крови.
– А вы не боитесь, что ради титула чемпиона мира в клифф-дайвинг потянутся спортсмены из бассейна и начнутся серьезные травмы?
– Не знаю… В бассейне от травм тоже никто не застрахован – посмотрите хотя бы на мою голову. Мне кажется, что у всех, кто прыгает с большой высоты, хорошо развит инстинкт самосохранения. Единственное, что мне точно не понравится, – это если для клифф-дайвинга будут сооружать специальные конструкции, как здесь, в Барселоне. Когда прыгают со скал или крепостных стен, это гораздо живописнее.
ХАЙ-ДАЙВИНГ
Мужчины. 27 м. После 2 попыток. 1. Дюке (Колумбия) – 217,10. 2. СИЛЬЧЕНКО – 215,95. 3. Паредес (Мексика) – 213,30.