ДОПИНГ
Хайо Зеппельт: "Русские чиновники должны объяснить, в чем я не прав"
Многие сегодня считают его чуть ли не персональным врагом России. Журналист, выпустивший фильмы о допинге в российской легкой атлетике на канале ARD, доставил нашим чиновникам и спортсменам массу неприятностей. В своих картинах Зеппельт дал возможность высказаться практически всем нашим атлетам, которые считали себя несправедливо обиженными в результате допинговых расследований. У некоторых из них, в частности, у супругов Степановых, оказался на руках богатый "компромат" на бывших товарищей по команде и коллег по работе.
В результате скандала, разразившегося после того, как Зеппельт сделал этот "компромат" достоянием мировой общественности, Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) начало расследование в отношении России, а президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентин Балахничев был вынужден уйти сначала с поста казначея международной федерации, а потом – и с должности руководителя ВФЛА. Из-за фильмов ARD тему "русского допинга" прополоскали все мировые СМИ. И это, конечно, нанесло по имиджу нашего спорта очень серьезный удар.
Однако значит ли все это, что немецкий журналист изначально не прав, и что он специально "нанят Западом" для того, чтобы втоптать в грязь Россию и лишить ее статуса великой спортивной державы? Каждый волен отвечать на этот вопрос по-своему. Однако, прежде чем делать выводы, необходимо учесть два важных обстоятельства. Во-первых, в отличие от некоторых героев своих фильмов, Зеппельт лично не нарушал никаких антидопинговых правил, не злоупотреблял доверием своих товарищей, не пытался отомстить кому-либо, а лишь делал свою работу так, как считал нужным. Во-вторых, Россия – далеко не первая страна, на которую обратил внимание этот неукротимый Хайо.
52-летний уроженец Берлина – один из самых известных в мире журналистов, специализирующийся на теме допинга. Зеппельт начинал как репортер и комментатор соревнований по плаванию, но в 2006-м сконцентрировался на создании документальных фильмов-расследований, над которыми немец сейчас работает как внештатный корреспондент канала ARD.
Фильмы Зеппельта получили множество профессиональных премий, но главное – скандалы, регулярно возникающие после выхода произведений Хайо, оказывают серьезное влияние на современный спорт. Именно он стал первым, кто обнародовал информацию о допинговых проблемах испанского велогонщика Альберто Контадора. Именно Зеппельт и его коллеги обратили внимание антидопинговых органов на злоупотребление запрещенными веществами в Китае и Кении. Все это было задолго до выхода фильмов о России.
На Зеппельта неоднократно подавали в суд, в том числе немецкие спортивные чиновники. И это неизбежные побочные эффекты жанра авторского расследования, в котором работает Хайо. В нашей журналистике данное направление сейчас практически отсутствует, и, кажется, что этот факт, а не "предвзятое отношение" немца к России – главная проблема в коммуникации между российскими официальными инстанциями и Зеппельтом. Обвинить Хайо в "заказном характере" фильма гораздо проще, чем отвечать на его неудобные вопросы и доказывать, что в нашей стране нет системы, поощряющей применение допинга.
Но почему-то хочется верить, что диалог между Зеппельтом и российскими антидопинговыми органами все-таки возможен, и что рано или поздно они перейдут от взаимных обвинений к конструктивному диалогу. Ведь по большому счету цель у Хайо и его оппонентов одна – спорт, свободный от допинга. Вот только методы работы и риторика пока разные.
Все высказывания и факты, приведенные в интервью Хайо Зиппельта, являются личной позицией немецкого журналиста. Мнение редакции "СЭ" может с ней не совпадать.