Дисквалифицируют ли за допинг всю Россию?

Telegram Дзен
Глава Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) выступил с сенсационным заявлением о возможности наказания за применение запрещенных веществ целых стран.

На прошлой неделе президент ВАДА британец сэр Крейг Риди отвергал идею дисквалификации за многократные нарушения антидопинговых правил даже национальных федераций, не говоря уже о национальных олимпийских комитетах.

– Мы не имеем права делать это, у нас попросту нет соответствующих полномочий, – заверял 74-летний британец в интервью BBC. – Я надеюсь на прогресс в исследованиях и повышение эффективности точечных тестов. Тогда нарушители сами поймут, что мошенничество в спорте не имеет смысла.

Прошло пять дней. Всего пять дней. Риди, все тому же Риди, задали вопрос на ту же тему. Корреспондент CNN спросил, не считает ли глава ВАДА нужным дисквалифицировать за применение допинга целую страну, чтобы таким образом побудить национальные федерации к переменам.

– Да, я считаю, что нужно, – ответил главный антидопинговый чиновник. – Но стоит подождать, пока моя экспертная комиссия даст заключение.

Вот так. Два полярных мнения за неделю на одну тему. Крайне важную. При том из уст руководителя ВАДА. Если в голове у руководителя такая неразбериха, то и о порядке во всем антидопинговом королевстве мечтать не приходится. Многочисленные утечки секретной информации, которая в последние месяцы где уже только не всплывала – лишнее тому подтверждение.

Глава ВАДА Крейг РИДИ. Фото AFP

Вполне вероятно, что под страной, которую, возможно, стоит дисквалифицировать за допинг в первую очередь, подразумевается Россия. Причиной могут стать и массовые дисквалификации ходоков, и скандальные фильмы на немецком ARD. Добавляют перца и заявления звезд вроде Полы Рэдклифф и Джареда Таллента, общий смысл которых сводится к необходимости побыстрее наложить санкции на Всероссийскую федерацию легкой атлетики. При этом у вышеназванных спортсменов есть свои причины для ненависти. У австралийского ходока, например, они личного характера.

Понятно, что с точки зрения здравого смысла лишать целую страну Олимпийских игр – безумие. Ставить крест на надеждах гимнастов, стрелков или борцов побороться за медали на главном турнире четырехлетия из-за проблем в легкой атлетике, пусть даже очень серьезных, – на такое Международный олимпийский комитет не пойдет даже в нынешнем антидопинговом угаре. Да и спонсоры не допустят того, чтобы соревнования остались без таких суперзвезд, как Елена Исинбаева или Мария Шарапова.

Вот только оставлять без внимания высказывания Риди все равно нельзя. Россия тратит миллионы в антидопинговую политику, готова давать сотрудникам ВАДА "зеленый свет" на проход в любую нашу лабораторию. Но, видимо, этого мало. Пора когда-то начинать отстаивать свои интересы. Вялая реакция на первый фильм на канале ARD и отказ от диалога c немецкими журналистами привела к тому, что история развивается по сей день, обрастая все новыми и новыми непонятными сериями.

Скандал с возможным обвинением Мо ФАРА в употреблении допинга потух, не успев разгореться. Фото REUTERS

Для сравнения: те же британцы оказались в весьма неприятном положении, когда в США вышел фильм-расследование, в котором в нарушении антидопинговых правил обвинялся Альберто Саласар, тренер двукратного олимпийского чемпиона Мо Фары. А вскоре выяснилось, что и сам стайер перед Лондоном-2012 пропустил два допинг-теста. В свое оправдание спортсмен сказал, что просто не услышал звонка в дверь. В конце июня Британское национальное агентство объявило о начале собственного расследования. И ровно через месяц вынесло решение: Мо Фара не принимал допинг. Все! Никто даже не пытается опротестовать этот вердикт. А нас до сих пор полощут за телефонные видеосъемки сомнительного качества, а судебные процессы о защите деловой репутации погрязли в процедурных нюансах.

– Мне сложно комментировать слова Риди. Неделю назад он говорил одно, а сейчас – совершенно другое. Может быть, имеет место ошибка интерпретации его слов, – заявил "СЭ" Никита Камаев, исполнительный директор Российского антидопингового агентства.

– А ВАДА имеет полномочия дисквалифицировать целую страну?

– Нет, поэтому меня это заявление стало новостью. Теоретически можно говорить только о снятии аккредитации с национальной федерации. Что касается отстранения целой страны, то в нормативной антидопинговой базе принятия подобных санкций не предусмотрено. Подобными полномочиями обладает лишь Международный олимпийский комитет. Почему такие заявления делаем Риди, я ответить не могу.

– Бывало такое, что МОК отстранял целую страну?

– Перед Сочи-2014 была история с Индией. Правда, на них были наложены санкции по причине вмешательства властей в выборы главы НОК. Это исключительная мера, но, тем не менее, прецедент был. ВАДА же принимать такие меры не вправе вообще.

– На тему последних событий в легкой атлетике общались с руководством ИААФ?

– Конечно. Но бежать впереди паровоза и оглашать какие-то дальнейшие действия не стоит. Мы держим руку на пульсе. О непонимании, конфликтах и уж тем более, какого-либо рода сокрытии проб речи не идет. С руководством ИААФ у нас нормальный контакт и мы всегда открыты для диалога.

исполнительный директор Российского антидопингового агентства Никита КАМАЕВ. Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

– Кодексом ВАДА столь радикальные меры, как дисквалификация целой страны не предусмотрены, – считает начальник антидопингового отдела Минспорта Наталья Желанова. – МОК может применять санкции только применительно к Олимпийским играм. Но для этого должны быть веские основания. Чтобы говорить об отстранении НОКа, должны быть серьезные несоответствия прописанным правилам.

– Каким?

– Страна должна ратифицировать международную Конвенцию о борьбе с допингом в спорте. Если это требование выполнено, если государство финансирует национальное антидопинговое агентство, лабораторию и поддерживает политику борьбы с допингом, говорить о применении санкций не приходится.

– Активность борьбы с допингом можно измерить в цифровом соотношении?

– Нельзя. Но очевидно, что Россия в этом направлении делает очень много. О том же неоднократно заявляло ВАДА. За последние пять-шесть лет в наших законах появились отдельные статьи, направленные на борьбу с допингом, есть поправки в трудовом кодексе, более того, предусмотрена административная ответственность за допинг. Это намного серьезнее, чем дисквалификация общественной организации. Финансируются антидопинговая лаборатория и РУСАДА. Причем большое количество выявленных ими положительных проб, пик которых пришелся на прошлый год, говорит о том, что программы работают.

– То есть, юридически предъявить России что-то сложно?

– Да. Но нужно понимать, что есть еще Международные федерации, которые могут устанавливать правила, согласно которым при определенном количестве нарушений может быть дисквалифицирована национальная федерация. Но речь не о всей стране, а одной конкретной федерации по одному виду спорта. Правда, соответствующий пункт зафиксирован далеко не во всех федерациях.

– Есть ли он в документах Международной федерации легкой атлетики?

– Да, но там очень нечетко прописано. Может быть, на предстоящем исполкоме ИААФ этот вопрос как раз и вынесут на обсуждение. Если наступит ясность, за какое конкретно количество нарушений могут быть приняты соответствующие меры – это будет уже другая история.