Наталья МАРЬЯНЧИК
Российские чиновники заслуживают специальный приз за скорочтение. За какие-то сутки министерство Виталия Мутко успело не только изучить более 300 страниц доклада на иностранном языке, но и принять меры. Единственный, кто пока отправился в отставку после сенсационного отчета независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), – руководитель Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков. Тот самый Родченков, кандидат химических наук, один из авторов методики обнаружения генного допинга и вообще заслуженный человек, "убрать" которого международные чиновники намекали давно и прозрачно. Григорий Михайлович в первые часы после публикации доклада сгоряча назвал его авторов "тремя дураками", но уже спустя сутки подписал заявление о добровольном уходе.
Это было бы очень забавно, если бы не было так грустно: первые, такие естественные реакции наших чиновников. "Не будем платить в ВАДА членские взносы!" – возмущался Мутко вечером понедельника. И дипломатичные, продуманные бессонной ночью фразы уже на следующее утро. "Конечно, у нас есть проблемы, мы их не скрываем", – говорил министр в интервью "Р-Спорт" во вторник.
На самом деле, российские спортивные власти сейчас, кажется, усвоили главное. В докладе комиссии ВАДА действительно много (даже очень много!) нестыковок, фактических ошибок, передергиваний и недоказанных обвинений. Если начать перечислять их все, получатся еще сотни страниц текста. Но никакие килограммы исписанной нами бумаги не изменят того, что уже произошло: российский спорт оказался на грани катастрофы. И уже не важно, чем руководствовалась комиссия ВАДА, представляя ситуацию именно таким образом. Важно сейчас, по сути, только одно: хватит ли нашим спортивным политикам воли, чтобы выйти из этой ситуации с минимальными потерями.
КАК ЖИТЬ БЕЗ РУСАДА?
Помните, как в сказке: "налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – жизнь потеряешь". Триумфального для России выхода из этого кошмара пока не просматривается. Вопрос только в том, как пожертвовать конем и спасти все остальные фигуры.
Очевидно, Родченков стал первой, но далеко не последней жертвой на алтарь допинговой инквизиции. Уже 17-18 ноября в американском Колорадо-Спрингс ВАДА рассмотрит вопрос о том, чтобы лишить аккредитации Российское антидопинговое агентство. Звучит страшновато, но на деле, похоже, даже если это случится, посыпать голову пеплом рано.
В мире есть несколько стран, где национальные антидопинговые агентства либо в принципе не существуют, либо были созданы, но не финансируются – то есть тоже фактически не работают. Спортсмены из этих стран без проблем участвуют в любых соревнованиях, включая Олимпийские игры.
Если РУСАДА временно пополнит эти грустные ряды, вся ответственность за проведение допинг-контроля у российских спортсменов ляжет на плечи ВАДА и соответствующих международных федераций. На практике, видимо, это означает снижение количества тестируемых спортсменов – у международных властей просто не дойдут руки до юношеских, молодежных команд, членов ближайшего резерва и прочих, кого регулярно проверяло РУСАДА. Такой вот парадокс: ВАДА борется за чистоту российского спорта и сама же облегчает жизнь потенциальным нарушителям.
Кстати, российские представители в ВАДА – член Совета учредителей Павел Колобков и член Комитета по финансам и администрированию Наталья Желанова – оказались сейчас перед непростым выбором. Лететь в США, чтобы своими глазами видеть, как коллеги решают их участь, или избежать публичного вотума недоверия и остаться дома?
ПОРТЛЕНД ПРОЙДЕТ БЕЗ НАС?
Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) обсудит судьбу россиян уже в пятницу. И здесь все гораздо жестче: как условия игры, так и перспективы. На изучение 300-страничного документа и подготовку ответа Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) дали всего три дня – вечером в четверг все объяснения по поводу предъявленных обвинений должны быть отправлены в ИААФ. А в пятницу на экстренном заседании Совета может быть принято решение о приостановлении членства ВФЛА в ИААФ. Фактически это означает запрет российским легкоатлетам участвовать на всех соревнованиях, включая Олимпийские игры.
Ближайший крупный турнир в мировом легкоатлетическом календаре – чемпионат мира в помещениях, который пройдет в марте в американском Портленде. Забавно, что абсолютное большинство лидеров нашей команды этот турнир в любом случае планировали пропускать – прямо, как чувствовали.
Вполне реальным кажется расклад, при котором в Портленд от нас действительно не поедет никто. Слишком уж серьезно раскачивается земля под самой ИААФ – бывшее руководство этой организации проходит под обвинением в коррупции. В таких условиях гораздо более вероятным кажется казнить, чем миловать. Последует ли за этим пропуск Олимпийских игр в Рио? Сильно сомневаюсь...
Вряд ли независимая комиссия ВАДА добивалась того, чтобы Международный олимпийский комитет (МОК) и ИААФ лишились в лице России значительной доли своих доходов от телеправ и рекламы и огромного маркетингового рынка. Вряд ли ВАДА действительно думает, что Олимпиада без легендарной Исинбаевой лучше, чем Олимпиада с ней.
Скорее нам в жесткой форме послали "месседж". И тут уж дело руководителей выбирать, куда идти на этом перекрестке – направо или налево.