"Безбумажные" СМИ для спортсменов

Telegram Дзен

Как известно, в связи с кризисом рынок изданий, пишущих об экстремальных видах спорта, претерпел значительные изменения. Несколько СМИ уже начали свою жизнь в онлайн-режиме, на подходе, по слухам, еще не один журнал. Об этих тенденциях "СЭ ЭКСТРИМ" побеседовал с Дмитрием Рывкиным, много лет исполняющим обязанности главного редактора журнала Onboard, а сейчас издающим два бесплатных флэш-журнала - 4snowmag и Lineupmag.

- Ты шестой год исполняешь обязанности главного редактора журнала Onboard – самого популярного издания о сноубординге в России. Этим летом ты выступил еще в одной ипостаси – как один из основателей издательского дома DWP Media (Down With Paper Media), этакого "безбумажного" издательства, в котором выходят два спортивных журнала - 4snowmag.ru и Lineupmag.ru…

- Это решение пришло, когда в мае 2009 года мы с командой журнала Onboard, с которой делали это издание пять лет с момента основания, поняли, что оно не будет выходить регулярно – рекламодатели отказывали в средствах. В декабре этого года, думаю, вышел последний журнал сезона 2008/09, и, возможно, он будет единственным… Есть вероятность, что выпуск Onboard будет продолжен через год, в 2010/11 году. Но пока это слишком абстрактные планы.

Наше конкретное будущее мы видим в издательстве DWP Media (Down With Paper Media), в рамках которого сейчас выходят два спортивных флэш-журнала – 4snowmag.ru и Lineupmag.ru, это, соответственно, всероссийские журналы о сноубординге и водных видах спорта (кайтбординг, вейкбординг, серфинг, виндсерфинг).

- В чем отличие интернет-журналов от традиционных печатных СМИ?

- Прежде всего, в распространении. Львиная доля затрат на производство печатного издания уходит на распространение и логистику. Мы от этого избавлены. Затем, у каждого ежемесячного глянцевого журнала существует издательский цикл, который составляет порядка двух месяцев – то есть, в октябре делается декабрьский номер и так далее. В интернете все новости – свежие, им не нужно долго лежать, чтобы попасть к читателю. В-третьих, интернет и флэш-издания, это – интерактивная площадка. В каждом нашем номере – видео, фотографии, которые можно увеличить, ссылки на интересующие людей странички, в том числе на странички рекламодателей.

У нас нет такой проблемы как "возврат тиража": количество читателей – это количество скачанных номеров, которое видно в окошке тут же, под обложкой журнала. Наглядно видно, сколько человек нас прочитало.

А изначально наше издательство выросло из проекта 4snowmag.ru – всероссийского флэш-журнала о сноубординге, который выходит уже год (издано 12 номеров, раньше мы "печатались" один раз в два месяца, с сентября 2009 года стали ежемесячным журналом). Это первый проект в России такого рода.

- Но и до него были интернет-издания о сноубординге – Snowflakes, который издавал питерский райдер Юра Рудчик; "Квин", недавно появился Freeskiermag.ru. В связи с кризисом ушли в интернет и легендарные "Доски"…

- Здесь стоит отметить, что почти все перечисленные издания – это pdf-журналы, сверстанные, переведенные в pdf-формат и затем оцифрованные специальной бесплатной программой – "листалкой". (pdf – от англ. Portable Document Format, формат электронных документов, предназначенный для представления в электронном виде полиграфической продукции. – Прим. ред.). На это способен буквально каждый, кто более или менее знаком с компьютером и интернетом.

Но главный вопрос, конечно, не в "листалке", а в уровне дизайна самого продукта. Непрофессионал не сможет подготовить хороший макет и сверстать его в профессиональной программе. Для издания очень важен уровень художника, который работает с журналом, уровень верстальщика и арт-директора.

Далее – специально для 4snowmag.ru был написан собственный движок: набор модулей и кодов, который позволяет делать анимацию внутри журнала, "зашивать" в него ссылки, с помощью которых можно перейти на другие сайты, добавлять видео – все то, что отличает нас от традиционных печатных СМИ и делает издание уникальным. На нем работают все наши проекты.

Специфика конкретно 4snowmag.ru в том, что мы стали первым в России флэш-журналом. В этом сезоне к нам добавились "Доски", и я рад, что они появились на рынке во флэш-формате, потому что этот факт помогает влиять на рекламодателей, "прокачивать тему". Когда ты один сражаешься за что-то новое, это всегда дольше по сравнению с тем, когда на рынке есть несколько игроков, играющих на том же поле. Но мы встали на этот путь на год раньше.

- Есть ли аналогичные флэш-издания на Западе?

- Несколько лет назад была попытка создать Onboard Digital для захвата американского рынка, но затраты оказались слишком велики - вышло четыре или шесть номеров, и журнал закрылся.

- Оба флэш-журнала несут в своем названии составляющую "всероссийский". Редакции сознательно акцентируют на этом внимание?

- Тираж журнала 4snowmag.ru практически с третьего номера вышел на 20 тысяч скачиваний и больше. У аудитории есть интерес - принт-издания не доходят до нее с такой быстротой, как те, что распространяются с помощью интернета. С нами работает вся Россия – даже в Onboard не было такого количества фотографов и видеомейкеров! Люди понимают, что они создают новую медиа-среду. С 4snowmag.ru и Lineupmag.ru сотрудничают самые лучшие спортсмены, фотографы, операторы.

И очень много региональных ребят, которые присылают свое видео и материалы, пишут в блоги. Думаю, это обязательно повлияет на развитие спорта в стране. И уже влияет. Все авторы понимают, что да, сейчас они не озолотятся, если сделают публикацию в 4snowmag.ru. Но о событиях у них в городе – на Камчатке, в Красноярске, Новосибирске - может узнать вся Россия! Это взаимопроникающее действие. С электронным журналом авторы-спортсмены могут пойти в свою городскую администрацию, показать, сколько человек прочитало статью, и материал, возможно, в чем-то поможет. Это - вложение в будущее.

- К двум изданиям – о сноубординге и водных видах спорта – DWP Media планирует добавить журнал о городских экстремальных видах спорта и стрит-культуре…

- Да, это так. В мае мы поставили перед собой ясную цель – надо же захватывать мир! Вторым стал журнал о водных видах спорта Lineupmag.ru, который был запущен в сентябре. К запуску готовится стрит-проект, который выйдет в первом квартале 2010 года. Это будет не совсем спортивный журнал. Если 4snowmag.ru и Lineupmag.ru – это журналы, которые основаны в первую очередь на спорте, и во вторую очередь на том, что к нему прилагается, то третий проект будет основан сначала на городской молодежной культуре и во вторую очередь на спорте - скейтбординге и BMX.

Сначала мы хотели сделать издание более спортивным, но когда стали изучать рынок, то поняли, что не стоит "сталкивать лбами" две культуры – скейт и BMX. Каждая из них самодостаточна (но у меня есть предположения, как преодолеть эти противоречия). В итоге мы будем делать журнал не о скейте или BMX-e, а в первую очередь о молодежи, которая интересуется современными трендами: музыка, одежда, искусство. И во вторую очередь там же, как элемент этой стрит-аудитории, будут присутствовать городские виды экшн-спорта.

Первый номер выйдет в первом квартале 2010 года. Дальше будет небольшая пауза, которая позволит нам получить обратную связь – мы поймем, какую работу над ошибками стоит произвести, поймем, куда двигаться дальше.

При правильном подходе этот журнал может стать хедлайнером нашего издательского дома и будет самым популярным – его аудитория намного шире, чем специфически спортивная. Его будут читать не только сноубордисты или скейтеры, а все подростки.

На сегодняшний день у такого издания нет аналогов в России. Есть единственный молодежный печатный журнал "Bravo", который пишет о попсовой музыке и поп-явлениях, – а мы будем писать о том, что является стильным, актуальным, эстетически крутым, выверенным и правильным. Собираемся привлечь и уже привлекли в команду ряд людей, которые являются тренд-сеттерами по всем этим направлениям.

- Отличается ли работа главного редактора от работы основателя и руководителя издательства?

- Когда мы ввязывались в это дело, отступать было некуда. Мы хотели сохранить команду, продолжить работу над 4snowmag.ru и, честно говоря, не думали, что сильно поменяем наши жизни… Сейчас могу сказать, что моя жизнь поменялась достаточно кардинально. Я занимаюсь другим уровнем вопросов – не тем, над чем работал в Onobard. Я координирую административную работу – исполняю должность издателя, продюсера; занимаюсь стратегией развития и бизнесом всей компании. Круг проблем, которые на себя нужно брать и решать, стал гораздо больше. И нужно все время прыгать выше головы! Это непросто, но в этой работе есть свои минусы и свои плюсы.

Мы изыскиваем внутренние ресурсы для развития – соскочить с этого поезда уже без мазы. Поэтому всем, кто думает, что наша "конторка" может каким-то образом прикрыться, могу сказать, что это невозможно! В наших рядах нет людей, которые бы не горели тем, что делают.

 

Скачать бесплатные версии флэш-журналов 4snowmag и Lineupmag можно здесь и здесь