Нужны ли кайтерам соревнования?

Telegram Дзен

По завершении сезона Светлана Турчина провела ряд интервью с российскими кайтерами, задавшись целью выяснить вопрос: зачем им соревноваться? Отвечают Сергей Бельмесов, Сергей Борисов и Виктория Соловейкина.

Вот и лето пролетело, а вместе с ним остался позади еще один кайтовый год, вернее, соревновательный сезон. Сезон перемещений по России и не только, сезон паломничества к ветреным местам в поисках борьбы с собой и соперниками. Египет, Турция, Ростов, Анапа – над всеми этими чудными землями уже не первый сезон витает кайтовый дух.

Не первый сезон спортсмены пытаются выяснить, кто же из них прав. Выясняют, а потом отправляются подальше от зимы и России в более теплые и благоприятные условия для катания. И так год за годом кайтеры прибывают в ветреной сансаре… Но человек уж так устроен, ему нужна оценка своих действий, похвала и отдача, так сказать. Кайтер - что ни на есть человек, хотелось бы верить в его даже некую уникальность среди общей массы… Ведь море все же открывает, очищает, заполняет.

Кайтер катается, тренируется для соревнований, учит других и так зарабатывает на то, чтобы кататься, путешествовать и соревноваться. А кто-то никого не учит, а просто тренируется и соревнуется. Кому уж как повезло, иншалла, как говорится. Но факт остается фактом - на соревнованиях ты должен выступить хорошо (галочка для спонсоров, что у них вот такой хороший спортсмен).

Но чем дальше, тем меньше интереса у спонсоров к соревнованиям. И это не только проблема России, но, как оказывается, и мира, в принципе. Тенденция неутешительная - все меньше спонсоров готовы поддерживать райдеров, и грустно, что нет поддержки именно у спортсменов, занимающих призовые места. По большей части, мы пришли к практике: родители поддерживают детей, а те, кто поддерживают сами себя, потихоньку не находят оценки своим стараниям и увядают, теряют интерес к соревнованиям. А может, просто кайт стремится омолодиться, и когда в нем, как в любом спорте, останутся ребята 16-23 лет, все вопросы закончатся.

Мне 25, и соревнования для меня никогда не были первостепенны. Просто вышло так, что это был мой единственный шанс делать то, что люблю: кататься, учить новое, путешествовать. Про мой интерес к соревновательной оценке нет смысла говорить, так как в 2010 году женский зачет состоялся только на чемпионате России, еле набрав пять участниц. Старающихся умниц, по большей части, катающихся от одного года до трех лет. Уровень – есть еще над чем работать. Главное - адекватная оценка себя и понимание, чего хочешь получить от соревнований. И мне хотелось бы верить, что цель - это не тщеславный окрас действий, а попытка подняться на новый уровень катания.

Но что касается других райдеров России, сильных в катании и стремящихся к победам? На данный момент это 17 участников в категории "профессионалы". Основная часть парней – это ребята, которые с самого начала в кайте, кому-то из них уже порядком за 30. Они показывают хороший уровень, но в глазах все меньше задора, и складывается ощущение, что для многих это просто работа, мало чем отличающаяся от офисной. Просто внешняя среда другая. А может, это просто моя проекция, чтобы не мучиться догадками в попытке выяснить, что все-таки происходит в головах наших райдеров… Читаем далее.

Для того чтобы выяснить ответы на эти вопросы, я побеседовала с несколькими российскими кайтерами.

Первым на вопросы отвечал Сергей Бельмесов - сильный спортсмен, как раз относящийся к числу тех, кто стоял у истоков.

- Твое мнение: что сейчас происходит с российским кайтбордингом, тенденция?

- Наши современные российские кайтеры, как это часто происходит в России со многими вещами, начинают идти своим путем. Думая, что умнее всех и опыт мировой им не указ. Уже несколько лет я призываю судей придерживаться мировых стандартов, так как сейчас уровень судейства у нас такой, как три года назад на Кубке мира. Это то, что касается спортивной составляющей.

В целом кайтбординг в России развивается активно, все больше и больше людей узнают об этом виде спорта. Но в нашей стране развитие спорта носит больше развлекательный характер. В первую очередь те, кто может себе позволить оборудование, также могут позволить дорогостоящий отдых (и заодно покататься на кайте).

- Оптимальный возраст для соревнований?

- Возраст для соревнований может быть любой, главное - оказаться более профессиональным, чем соперники. Сейчас это ребята до двадцати лет, после двадцати в основном начинается переход спортсмена-фристайлиста в более, так сказать, доступные дисциплины: гонки, например. Там многое зависит от технической части, меньше от большого количества часов, проведенных на воде.

- Планируешь участие в соревнованиях по кайтбордингу на следующий год?

- В следующем году в российских соревнованиях участия принимать не планирую как минимум из-за отсутствия спонсорской поддержки, которая у нас в российском кайтбординге в последнее время перешла в вид помощи родителей своим детям.

Вторым отвечал Сергей Борисов, молодой и перспективный райдер из Воронежа.

- Твои результаты в этом году?

- Третье место на первом этапе Кубка России "Русская волна" в Египте, первый на третьем этапе Кубка России "Русская волна" в Турции, второй по итогам трех этапов. Девятое место на чемпионате мира PKRA (Тенерифе), второй на чемпионате России Black Sea Cup в Анапе – 2-е место. Второй по результатам 2010 года.

- Что у тебя сейчас со спонсорами? Это только оборудование или финансовая поддержка тоже?

- На данный момент я являюсь райдером Best Kitebording, Balance Кitebords, O'Neill Wetsuit. К сожалению, это только поддержка по оборудованию. Но им я доволен!

- В этом году большинство райдеров, так сказать, "старичков" кайтсерфинга, немного поостыли к спорту. Кто-то ушел в серфинг, а кто-то и вовсе стал мало кататься. Как считаешь, с чем это связано, может быть, просто кайт все же спорт для парней 15-23 лет?

- Считаю, что, скорее всего, кайт многим приелся и кому-то хочется попробовать что-то другое, ну, к примеру, серфинг - новые ощущения и т.д. А для того, чтобы просто повысить уровень, думаю, просто надо соревноваться с райдерами, которые на голову выше тебя. Кто-то работает над этим, а кто-то нет.

Не думаю, что у спорта есть предел в возрасте, просто с возрастом возникают, можно сказать так, "проблемы": семья, заработок и т.д. Нельзя же всю жизнь кататься. Я с этим обязательно столкнусь…

- Если Евгений Новожеев, Сергей Бельмесов и другие топовые райдеры закончат соревноваться, будет ли у тебя интерес продолжать соревнования?

- Конечно же, интерес не пропадет. Российские "про" так же упорно тренируются. Ведь 17 (сужу по BSC’10) профиков в России - немало, все стремятся к титулу чемпиона.

Также есть еще и мировые райдеры, которых нужно догнать и обогнать, к чему я и стремлюсь!

Отвечает Виктория Соловейкина, сильный райдер, не участвующий в этом сезоне в соревнованиях.

- В последнее время у большинства райдеров-"старичков" наблюдается спад интереса к кайту... Что произошло с тобой, ты не участвовала в этом году в Кубке?

- В Анапу просто не хотелось ехать. В этом году у меня не было азарта отправляться туда - что-то кому-то доказывать. Хотя, конечно, жаль, что пропустила соревнования рэйл мастерс, давно хочу покататься на фигурах.

- Как думаешь, есть ли смысл участвовать нам с тобой в этапах России: наш уровень значительно отличается от девушек, которые только начинают соревноваться. Может, стоит уйти и просто уступить им место?

- Если просто уйти, то на этом женский российский спорт совсем загнется! В этом году уровень выступления был ниже, чем в прошлом, это явно плохая тенденция. Если нет фаворитов, которые показывают достойный уровень перед начинающими кайтершами, то не будет примера, к чему надо стремиться и над чем работать. Надо ездить на соревнования, чтобы пробовать бороться с лучшими, именно по этой причине я участвовала в туре PKRA. Ну а если лучших нет, то пропадает весь интерес и, кажется, что не надо ни к чему стремиться - все и так нормально.

- Мы начинали кататься, когда были, можно сказать, девочками, кто-то из нас на тот момент уже хлебнул немного самостоятельности... Но сейчас мы вполне независимые барышни, и уже вряд ли обстоятельства диктуют нам, что делать. Что ты сейчас для себя выбираешь?

- Сейчас я хочу кататься как можно больше и как можно лучше. Снимать видео. При этом я не собираюсь забрасывать учебу, мне интересно изучать экономику, тем более что высшее образование еще никому не мешало. А потом посмотрим, что из этого всего выйдет.

- На данный момент зависишь ли ты как-нибудь от своего отца?

- Я по-прежнему завишу от своих родителей, и не только материально. Папа мне очень помогает в кайте. Он снимает все мои видео и просто подсказывает, когда что-то не получается. На самом деле, без него мне трудно кататься, как-то даже неуютно себя чувствую, когда я на воде, а его нет рядом.

- Есть ли сейчас что-то более интересное для тебя, чем кайт?

- Не знаю даже, кайт объединяет в себе очень многое! Это не только катание, это еще и путешествия, теплый климат, съемки, переводы... Конечно, иногда устаешь от всего этого, хочется поехать домой, отдохнуть, погулять с подругами, красиво одеться... Но на все это хватает недели, и уже опять хочется кататься.

- Т.е. на данный момент ты все же видишь свою реализацию через спорт и участие в соревнованиях?

- Я думаю, да.

***

Вот как-то так: вопросы заданы, ответы получены. Ведь и правда нельзя всю жизнь пытаться жить за счет соревнований, в России пока так, к сожалению. А может, это проекция вселенского закона динамики и развития, показывающего нам то, что человеку, стремящемуся быть счастливым, несвойственно сидеть на одном месте и всю жизнь заниматься одним действием.

Но как оно, нам лишь можно догадываться. Главное - гибкость и осознание, что действие есть путь к развитию. А какие движения делать, это уж выбор у каждого свой! Побольше иронии к себе и жизни, товарищи!

 

Подготовила Светлана Турчина (Kiteworld.ru, Fly2be.ru, Griffin, Playkite.ru, Roxy)