Терье против сноуборд-чиновников

Telegram Дзен

Самый авторитетный сноубордист мира Терье Хааконсен из Норвегии, придумавший тур Ticket To Ride, ставший альтернативой стартам FIS, рассказывает, почему он не любит чиновников от сноубординга.

Рассказывает Мэтт Бар.

Терье задерживается. Неудивительно, ведь ночью накануне десятые по счету соревнования Arctic Challenge закончились традиционным банкетом и вечеринкой для райдеров, партнеров и прессы в Осло. Это было веселое действо, на котором Терье и организатор соревнований Хеннинг произносили речь, а потом, наверное, бурно отмечали. Забавно, каким пришибленным выглядит звезда сноубординга, ввалившись на кухню, чтобы угостить меня чашкой крепчайшего норвежского кофе.

Допив его, мы выходим из дома и направляемся к пекарне неподалеку, которая принадлежит Терье, чтобы забрать его машину и отправиться в город. Мы приезжаем на какую-то малоизвестную улицу Осло и заходим в суперзакрытый клуб, известный только избранным. Усевшись за столик, мы, наконец, начинаем беседу об Arctic Challenge и об Олимпийском сезоне.

- Прошло 10 лет после первых стартов Arctic Challenge. Как ты считаешь – вы выполнили свою задачу?

- Да. Я считаю, что нет ничего сложного в том, чтобы повторить что-либо за другими, но сделать лучше – это уже большое дело. Мне кажется, мы дали хороший толчок всей сноубордической индустрии. До того, как мы взялись за дело, хаф-пайпы не превышали размеров скейтовых рамп, но это же так глупо, когда на сноуборде ты можешь в разы больше!

- В этом году вы сделали соревнования в формате слоупстайла. На то были свои причины?

- В первую очередь, нам не удалось получить необходимую для квотера площадку. К тому же, это был Олимпийский год, помните? У Олимпийского комитета все бабки, и против них не пойти. Мы хотели показать, что сноубординг может быть прогрессивнее и альтернативнее.

- Ты смотрел Олимпиаду?

- Да, кое-что посмотрел – керлинг, слалом-гигант… Сноубординг? Да, посмотрел женский бордеркросс.

- Ты все того же мнения об Олимпийском комитете?

- Сейчас они меня даже больше вымораживают. Меня постоянно спрашивают о них, и ничего не изменилось, понимаешь. Слишком много правил работает на их благополучие и процветание.

- Почему, как ты думаешь, Олимпиада так важна для людей? Потому что это самая большая рекламная площадка?

- Да, и она слишком раздута. В сноуборде ребята, которые участвовали в Олимпийских играх, не могли принимать участие в других контестах, и я даже слышал, что спонсоры не могли писать про них на своих сайтах, упоминая свои бренды.

- Дает ли все это нужный выхлоп в итоге?

- Если попадаешь на подиум, это получится крайне результативно. Если нет, ты просто помогаешь Олимпиаде. В конце концов, это же не тот спорт, которым мы все на самом деле занимаемся? Это просто еще один способ заработать и отмыть денег, люди вкладываются в это дело и ничего не получают взамен. Они светятся в журналах, но сильно теряют на многих других вещах.

- Так зачем же райдеры впрягаются в это дело?

- Думаю, когда ты там, о тебе много пишут в СМИ, и также пиарят тебя как часть национальной сборной. То есть да, какие-то преимущества есть, но они не имеют ничего общего с развитием сноубординга. Что мы видим на Олимпиаде в пайпе – сплошные прямые вылеты, с которыми люди проходят квалификацию? И это вы называете фристайлом?

- Как, по-твоему, работает система TTR?

- Она все еще находится на стадии развития, потому что всегда есть к чему стремиться. В том году все крупные мероприятия в США были отборочными к Олимпиаде, поэтому большинство американских райдеров не смогло участвовать в TTR-соревнованиях. Я надеюсь, что в следующем году X Games получат рейтинг TTR, что станет хорошим знаком для обеих сторон, сделает их весомее и мощнее.

- За последние годы многие райдеры предпочли Олимпийские мероприятия стартам TTR. Как вы планируете бороться с такой конкуренцией в будущем?

- TTR старается придумать что-то, но сложно держать планку, если тебя не поддерживают ведущие райдеры. Мне также кажется, что самим райдерам по большому счету все равно, как будет развиваться формат и прогресс индустрии. Что мы стараемся сделать сейчас – это создание единой федерации и аппарата, который будет заниматься созданием выгодных условий для райдеров и улучшением общей картины мероприятий.

- Будет ли TTR пытаться объединиться с такими мероприятиями, как Dew Tour, в следующем году и насколько это возможно?

- Мы пытались вести переговоры с телеканалом NBC пару последних лет, но проблема в том, что этим ребятам абсолютно наплевать на сноубординг. И пока сами райдеры не выйдут на авансцену и не скажут, какой бы им хотелось видеть картину, все так и останется – старые кардиналы маркетинга будут просто устраивать свои мероприятия для своей же выгоды. Потому что только в этом заключается их личный интерес.

X Games хотят объединиться с TTR, но они совершенно не желают идти на компромиссы. Например, не хотят совмещать логотипы, не хотят фактически ничего менять в своих мероприятиях, но хотят наш рейтинг. Мне кажется, подобные ситуации могут разрешить только сами райдеры, потому что им не должно быть все равно. Когда я был райдером, мы постоянно пытались изменить сноуборд-индустрию к лучшему. У TTR те же цели, поэтому мы рассчитываем на неравнодушие сноубордистов.

- Зачем вы решили создать мероприятие, являющееся чемпионатом мира?

- Я сначала долго думал об этом, ведь, в конечном счете, это лишь одно соревнование, которое, в отличие от множества этапов, вряд ли покажет разумные результаты. Но, с другой стороны, почему бы и нет? Пусть это будет еще одним праздником и поводом порадоваться за хороших райдеров. Ведь такая система есть у FIS, и почему-то победителей их чемпионата все считают настоящими чемпионами, хотя с действительностью это редко совпадает.

- Почему чемпионат будет проводиться каждые четыре года между Олимпиадой?

- Я сам не раз задумывался об этом. Каждый второй год – слишком часто. Каждый третий – будет иногда пересекаться с Олимпиадой. Я вижу в этом некоторую проблему, потому что очень сложно противостоять таким конкурентам, как FIS и Олимпийский комитет. Эти две аббревиатуры варятся в одном котле, и притягивают к себе тех, кто не особо вдается в подробности нашего бизнеса.

- Если бы ты мог повлиять на проведение сноубордических мероприятий в рамках Олимпиады, что бы ты сделал?

- Эммм… Ты имеешь в виду, если бы мне было подвластно все? Ну, хорошо. Если мы говорим об Олимпиаде, мы говорим о лучших райдерах мира, и я бы отменил систему с квотами для всех стран. Я бы выбирал лучших из лучших. К тому же, вся система Олимпийских игр крайне олдскульная. Людям важнее количество медалей у своей страны, нежели какой-то человеческий фактор. Это такая формальность, которой будут гордиться друг перед другом мужики в пабах, обсуждая это за кружкой пива.

Бордеркросс, кстати, выглядит довольно неплохо на фоне остального. Но все равно – это больше похоже на быструю гонку вниз, чем на красивое прохождение трассы, потому что на трассах слишком мало препятствий. Все лавры достаются тут тяжелым неповоротливым парням, многие из которых пришли в этот спорт еще из лыжного слалома – прошло уже много лет, а этот спорт не меняется. Еще один промах – одна и та же трасса для девушек и мужчин. У девушек другое телосложение, им необходима другая трасса. Что говорить про пайп? Он ужасен. Нельзя доверять людям, которые всю свою жизнь занимались лыжным спортом, делать сноубордические мероприятия. Но на Олимпиаде это можно, потому что это Олимпиада.

- Что можешь сказать о шумихе вокруг дабл корков?

- Вы не увидите разнообразие сноубордических трюков, потому что на Олимпиаде райдер должен уместить все в одну попытку. Надо либо делать пайп больше, либо объявлять больше попыток. Когда Шон сделал дабл корк, все ребята стали стараться повторять за ним, и это уже было похоже на фигурное катание: один сделал тройной аксель, и все пытаются не понижать планку. Но такой маленький пайп – не идеальное место для подобных трюков, ребятам было реально тяжело. И это называется фристайл? Никакой свободы я в этом не вижу.

- Какие пути развития TTR ты видишь?

- Не знаю, есть ли какой-то сформировавшийся формат развития, но мы надеемся вернуть пайп в Arctic Challenge. А это во многом зависит от участников TTR-ивентов, потому что иначе мы просто не сможем ничего построить из финансовых соображений. Чем лучше люди катаются, тем лучше становятся места катания, а ведь это недешево – построить актуальные и грамотные фигуры.

- Почему ты сам не участвовал в этом году?

- Да я бы вряд ли прошел в финал! Чтобы хорошо выступать на соревнованиях, надо постоянно поддерживать уровень катания, но это не моя цель сейчас. Я не люблю гнаться за результатами.


По материалам журнала Onboard
Текст – Мэтт Бар, перевод – Татьяна Чехова