На вертолете - галопом по Европам

Telegram Дзен

Восемь вертолетов клуба "Аэросоюз" совершили перелет по Европе, за несколько дней побывав в Финляндии, Скандинавии, Германии, Прибалтике.

Рассказывает Александр Климчук.

В мае 2011 года первый вертолетный клуб "Аэросоюз" встречал своих героев, вернувшихся из недельного перелета по девяти европейским странам.

Майские вертолетные туры по разным странам мира уже стали доброй традицией для вертолетного клуба "Аэросоюз". Члены клуба (зачастую с женами) совершают незабываемые путешествия на вертолетах не только по России, но и по разным странам Европы и Африки.

На этот раз в перелете участвовало небывалое количество вертолетов. Пять - из Москвы, три борта членов клуба прибыли из Красноярска, Волгограда и Нижнего Новгорода.

Утром 30 апреля на вертодроме "Волена" можно было увидеть потрясающую по своей красоте картину. Восемь вертолетов, на которых находились 25 путешественников, один за другим взмыли в небо и ровным строем отправились навстречу приключениям.

Первую дозаправку вертолеты совершили в дружественном "Аэросоюзе-СПб", после чего для прохождения паспортного контроля перелетели в "Пулково". Через 2,5 часа формальности остались позади, и путешественники любовались видами Питера и Кронштадта с высоты птичьего полета.

Всего через час команда "Аэросоюза" приземлилась на финской стороне в аэропорту Лапперанта (который к тому времени благополучно закрылся). Диспетчер уже не работал, пограничника и таможенника еле нашли. Печати в паспорта путешественников финские представители власти ставили прямо на ветру, на летном поле, пока члены "Аэросоюза" самостоятельно заправляли вертолеты.

Первую ночь команда провела в финской гостинице, а с утра отправилась через Хельсинки в Стокгольм. Всем очень понравился перелет через Балтику, а точнее, Ботнический залив, над тысячами островов. В солнечную погоду эта часть Европы смотрится как Средиземноморье! В аэропорту Стокгольма вертолеты сели на заправку, после чего направились в Осло. Под вечер экипажи прилетели в норвежский аэропорт, очень эффектно прошлись поперек взлетно-посадочных полос мимо окон диспетчерской вышки и сели на терминале для авиации общего назначения (там это называется general aviation). Посадка в Осло оказалась самой дорогой в Европе - порядка 200 евро за вертолет (для сравнения: в остальных аэропортах сборы составляли 20-40 евро с борта).

На следующее утро путешественники направились через горы на Атлантическое побережье Норвегии в Берген. Местные горы относительно невысокие - всего 1600-1700 м, но складывается ощущение, что находишься на ледниках Кавказа, расположенных на высотах 3-4 км. В какой-то момент облачность прижала вертолеты к вершинам гор, и путешественники испугались: вперед не пробраться, а обратно вернуться не хватит топлива… Все же после мучительных поисков окно в облаках нашлось, и экипажи благополучно перелетели через хребет.

Фьорды открылись взору внезапно и как в кино. Среди ледяного, практически "лунного" пейзажа путешественники увидели ущелье глубиной более километра. Внизу – зеркальная водная гладь, разноцветные домишки, зеленые лужайки и деревья... Вдоль отвесных скал – многочисленные водопады. Ощущение нереальности происходящего еще долгое время не покидало всех наблюдавших эту картину.

Через полчаса полета вертолеты приземлись в аэропорту красивого городка Берген. Больше всего удивило вертолетное движение: через каждые 1-2 минуты взлетали или садились "Сикорские" и "Суперпумы", которые возят вахты на буровые в море.

После заправки экипажи перелетели в отель на берегу фьорда в получасе лета от города. Местные жители еще долго будут вспоминать, как русские на восьми вертолетах сели на площадку перед отелем, где и пару вертолетов разместить проблематично…

Под впечатлением местных красот группа единогласно решила задержаться в этих местах еще на сутки. Путешественники вдоволь налетались по фьордам, приземлялись в ущельях и на водопадах, запечатлев все это в памяти и на сотнях фотографий.

Во время следующего этапа группа позавтракала в Норвегии, пообедала в Швеции и поужинала в датском королевстве. В центре Копенгагена в одном из ресторанов путешественники шумно отметили пополнение в семье одного из участников перелета. Его семья пополнилась новым газотурбинным вертолетом, прибытия которого он ожидал с прошлого года.

На утро вертолеты перелетели в Германию. Над водой экипажи провели всего 50 километров, но во время перелета почему-то шутить и даже разговаривать совсем не хотелось. Немецкий диспетчер аэропорта Росток принял путешественников за группу военных вертолетов (прикольно!). Когда экипажи начали заходить на посадку, стало понятно почему. Над гражданским аэродромом крутила пилотаж пара истребителей немецких ВВС, которые базировались там же.

Следующая ночевка путешественников прошла в польском городе Гданьске. Затем группа заправилась в Каунасе. Следующий пункт назначения - Рига, ночевка в Тарту.

Заправки в Европе врезались в память особенно сильно. Ведь заполнить баки восьми вертолетов по 2-3 раза в день – дело нешуточное. В Европе на авиационных заправках самообслуживание: подлетел, подкатил вертолет, оплатил кредитной картой, откатил, улетел. Первое время заправка со всеми аэропортовскими формальностями занимала по 2-3 часа, но во второй половине перелета путешественники наловчились делать это за 30 минут. Команда "Аэросоюза" в шутку назвала перелет "европейский тур по заправкам".

Утром 7 мая вертолеты перелетели из Эстонии в Псков. 1,5 часа формальностей, и группа уже над родными русскими пейзажами. Погода была грустной - низкая облачность, туманы, дождик, пару раз вертолеты "скреблись" над макушками деревьев… Пришлось даже отсиживаться в лесу в ожидании хорошей погоды. Но все это не помешало благополучно добраться до дома, и группа с багажом самых радостных впечатлений приземлилась на вертодром "Волен".

От обилия впечатлений в головах путешественников все смешалось – какой сегодня день, как выглядел аэропорт в Тарту... Также экипажи научились летать строем, потренировались в ведении радиообмена на английском и получили бесценный опыт пилотирования в горах. На память у путешественников остались гигабайты фото и видео. А самый главный вопрос участников перелета по возвращении - "Куда полетим в следующий раз?".