19 ноября в Мюнхене прошла международная встреча под названием Olympic Dream 2020, где обсуждались вопросы, посвященные олимпийскому движению и месту скалолазания в нем.
Накануне вечером в музее альпинизма прошла неформальная встреча – ужин. На ней было немного участников, но все было пропитано духом олимпизма, даже столы сдвинули в виде олимпийских колец. Со слов Марко Скаляриса (президента IFSC) стало понятно, что завтра предстоит тяжелый день и скалолазание вскоре может разделиться на две части - олимпийское и неолимпийское.
В субботу, 19 ноября, в небольшом зале музея почти не было мест, приехали представители из более 30 стран, некоторые из которых до этого очень редко появлялись – Греция, Азербайджан и Латвия. Для многих стран, особенно для тех, в которых скалолазание зависит от государственного бюджета, включение скалолазания в олимпийскую программу значит очень много. Исключение, наверное, могли составить страны, в которых скалолазание имеет большую массовость и налаженную систему членства – Германия, Австрия, Франция и др. Но это не значит, что они заинтересованы меньше остальных, просто у них уже есть средства на развитие спорта, и они этим успешно занимаются. (Когда в 2007 году создавали отдельную от UIAA международную федерацию спортивного скалолазания (IFSC), основной целью организации и было включение скалолазания в олимпийскую программу, и тогда все ее поддержали. Надо отметить, что к своей цели IFSC идет достаточно настойчиво и успешно. Уже в год создания скалолазание получило официальное признание МОК, а 2011 году попало в шорт-лист видов спорта на включение в программу ХХХII Олимпийских игр 2020 г.)
На заседании, транслировавшемся на сайте IFSC в прямом эфире, как обычно, много выступали и обсуждали. Несколько слов сказала представитель комиссии спортсменов Maud Ansade, в частности о том, как много значит для скалолазов всего мира включение в ОИ и что все об этом мечтают.
Марко Скалярис в своем выступлении остановился на процедуре и списке задач, которые предстоит решить, в том числе и совместными усилиями, чтобы отвечать требованиям МОК и продемонстрировать комиссии по признанию видов спорта, что мы достойны включения в программу Олимпийских игр. В сентябре 2013 года на заседании МОК будет принято решение, какой вид спорта уберут из программы Игр и какой включат взамен него.
Если оценивать наши шансы среди остальных семи видов спорта, то резюме экспертной группы, занимающейся продвижением скалолазания в ОИ: скалолазание имеет большие шансы на победу, так как:
- очевидны большие темпы роста популярности скалолазания среди всех слоев населения, особенно среди детей;
- скалолазание распространено в 75 странах мира и на всех континентах;
- скалолазание является естественным движением человека, одним из основных двигательных навыков, наряду с ходьбой, бегом, плаванием;
- человек начинает лазить до того, как начинает ходить;
- скалолазание является спортом для всех и для каждого.
Для нас - скалолазного сообщества - основной проблемой станет выбор дисциплины, которую будет представлять IFSC в МОК, и этот вопрос надо решить до мая 2012 года, в основном решение должно быть принято на конференции IFSC в феврале 2012 года. Олимпийская программа ограничена количеством дней самих соревнований и, конечно, количеством участников, и мы не можем рекомендовать все три дисциплины с 200 участниками.
Рекомендация МОК - 60 участников и максимум две дисциплины. Это означает, что одна дисциплина останется неолимпийской. Конечно, войдя в олимпийскую программу, в будущем будет легче включить и другие дисциплины, но сам факт, что сейчас, в течение нескольких месяцев, надо принять решение "кто останется за бортом", вызвал много вопросов и даже некоторые серьезные разногласия. Если по скорости ни у кого пока вопросов не возникало, то выбор между боулдерингом или трудностью уже разделил всех на два лагеря.
Кроме этого обсуждали:
- необходимый дополнительный бюджет в 250 000 евро для программы подготовки заявки в МОК;
- необходимость повысить качество проведения национальных и международных соревнований;
- анонсирование международных соревнований и их трансляцию на национальных сайтах;
- необходимость участия в чемпионатах, кубках и первенстве мира, на некоторые из них в 2012 году будут приезжать представители комиссии МОК для ознакомления с видом спорта (в 2011 году в ЧМ приняло участие 56 стран, а на ПМ 50 стран).
По окончании встречи все разошлись, сильно озадаченные новой проблемой будущих благ, несущих движение в ОИ.
Пока непонятно, как будет решаться вопрос с формированием рекомендации IFSC на включение в программу ОИ и что именно будет в ней написано, но понятно, что на принятие решения времени очень мало. Будем надеяться, что нам всем хватит мудрости не довести наше сообщество до разделения скалолазания на еще более мелкие федерации типа федерация лазания по боулдерингу и федерация лазания в трудности.
Несомненно, у многих существует мечта включения их любимого вида спорта в Олимпийские игры, что является наивысшей ступенью развития вида спорта у нас на планете, но это не означает, что национальные федерации и государство должны забыть про развитие массового спорта, пропаганды здорового образа жизни, которое как раз и является целью государственной политики. Конечно, олимпийское движение является локомотивом этого спортивного направления, но основная задача больше, и тут во многом успех зависит от национальных федераций и государства. Думаю, что при любом варианте мы сможем достойно выполнять свои задачи и развивать все дисциплины скалолазания.
На первый взгляд кажется, что для России наиболее интересными кажутся дисциплины "скорость" и "боулдеринг", где мы пока лучшие в мире. Последнее время мы тратим много усилий, чтобы вырваться вперед и в трудности. Но что будет через 10 лет? Единственное, что точно понятно и это уже становится понятно нашему спортивному руководству страны, что среди восьми видов спорта, включенных в шорт-лист, только скалолазание является сильнейшей в мире командой. Думаю, это даст свои плоды уже в ближайшее время. По крайней мере, мы все для этого делаем.
Текст: Бычков Д. А.