Первым делом - самолеты! Отчет о чемпионате мира по высшему пилотажу WAYAKC-2012

Telegram Дзен

В СССР Як-52 был принят для первоначального летного обучения тысяч молодых людей в системе ДОСААФ. Разработанный в конструкторском бюро А.С. Яковлева, учебно-тренировочный самолет выпускался на заводе в Румынии. Оригинальный Як-52 оснащен самым знаменитым авиационным поршневым двигателем российских спортивных самолетов – М-14П, выпускавшемся ранее на Воронежском механическом заводе.

23 Июня. Открытие Чемпионата. Большое Грызлово, аэродром Финам.

В состав судейской коллегии на чемпионат в Россию Международной комиссией ФАИ по высшему пилотажу были отобраны судьи со всего мира: Швеции, Финляндии, ЮАР, Литвы, Украины, США, Дании, Италии, России, Чехии. Главный судья соревнований – Павол Кафка, Словакия. При отборе судей учитывались их квалификация и объективность их оценок на предыдущих соревнованиях. Перед началом чемпионата прошла пресс-конференция, на которой присутствовало большое количество как высокопоставленных гостей, так и очень много представителей СМИ.

"Основная идея этих соревнований в том, что они проходят на одном типе самолетов, легендарной машине Як-52, и летный парк для соревнований предоставляет принимающая сторона, а значит, командам не приходится привозить свои воздушные суда", - слова вице-президента Федерации самолетного спорта Виктора Смолина. Много было сказано слов о том, что авиационные виды спорта одни из немногих, в которых у нашей страны всегда было огромное преимущество, и даже в последние годы оно сохраняется, невзирая на развал сложившейся советской школы и практически полное прекращение выпуска спортивных самолетов в нашей стране. В этом плане с особым интересом были отмечены разработки фирмы RED, создавшей линейку дизельных двигателей, которые могут использоваться на пилотажной технике.

Для WAYAKC-2012 самолеты были выделены аэроклубом "Первый Полет". Сборная Республики Беларусь прибыла на чемпионат со своим бортом и машиной технической поддержки. Два самолета были предоставлены ДОСААФ России для выступления нашей сборной. Огромную помощь в плане технического обеспечения оказала компания "Эрвин", обеспечившая чемпионат качественным авиационным бензином Б-91/115 (В-91/115), который прошел все испытания и сертификацию в соответствии с действующим законодательством РФ. Данный поставщик был выбран далеко не случайно — от качества бензина напрямую зависит и надежность работы техники, и зачастую жизнь пилотов. Стоит отметить, что администрация Серпуховского района, на территории которого находится аэродром Финам, оказала огромное содействие проведению соревнований. На аэродроме несли постоянное дежурство машины медицины катастроф, пожарная техника и милицейские наряды. Забегая вперед — благодаря уровню организации помощь ни одной из этих служб за все дни чемпионата не потребовалась. Глава Серпуховского района в своем выступлении отметил, что район в данный момент является ведущим в стране центром экстремальных видов спорта, и поддержка со стороны администрации развитию этого направления спортивной деятельности в дальнейшем будет усиливаться.

В 15.00 началось событие, которого больше всего ждали собравшиеся гости. Авиашоу. Его открыло выступление прилетевшей из Вязьмы пилотажной группы "Русь". В небе возник российский триколор. Следующий участник шоу-программы произвел не меньший фурор, невзирая на малые скорости. ПО-2, самый массовый когда-то биплан в мире, практически пешком ходил по небу. Из 14 000 машин этого типа сейчас в мире осталось всего пять штук. Следом в небе кружились спортивные самолеты – ЯК-54, ЯК-52, Extra-330. Ими управляли титулованные летчики - Михаил Мамистов, Олег Шполянский, Виктор Чмаль, Антон Беркутов. Даже далекие от пилотажа итальянские "Текнамы" смогли показать высший класс — плотный строй самолетов "Челавиа" продемонстрировал, что могут делать на этих прогулочных машинах настоящие пилоты. Очень зрелищно выглядело выступление пилотажной группы аэроклуба "Первый Полет". Три самолета ЯК-52 и один ЯК-54 показали истинный групповой пилотаж на поршневых машинах. Отработанный многочисленными тренировками и регулярными выступлениями комплекс завершился нарисованным в небе сердцем, сердцем чемпионата. Шум моторов на какое-то время сменился тонким свистом крыльев пилотажного планера. В небе без двигателя красоту настоящего полета представлял Георгий Каминский. Следом выступил Алексей Школин на вертолете Robinson R-44, раскрывший перед гостями все возможности этой замечательной машины.

24 - 29 июня. Ход чемпионата и его итоги.

В воскресенье, 24 июня, начались будни чемпионата. Вопреки предварительному прогнозу погоды все условия для проведения соревнований были. Нижний край облачности выше 950 метров, ветер на высоте 500 метров - менее 12 метров в секунду. Первым в программе состязаний стоял обязательный комплекс. Хорошо отработанный спортсменами, он тем не менее оказался не без подводных камней. Дисквалификация украинского спортсмена, подача им апелляции, серьезный разбор ситуации судьями и членами международного жюри — это результат превышения по перегрузке. Допустимым значением в соревнованиях на ЯК-52 является порог в +7G. Решением жюри дисквалификация была оставлена в силе. На первое место по итогам дня вышел Роман Овчинников, член сборной России.

Прогноз погоды на второй летный день, понедельник 25 июня, тоже был не очень благоприятным. Все утро низкая сплошная облачность не давала возможности приступить к полетам. Предполетный брифинг несколько раз сдвигался на час. И лишь во второй половине дня, после вылета Антона Беркутова на разведку погоды, был дан старт выступлениям с произвольным комплексом. Благодаря собранности спортсменов и высокой слаженности технического персонала соревнований с произвольными программами к вечеру было покончено.

Исходя из метеоусловий, соревнования третьего летного дня было решено начать как можно раньше. В семь утра состоялся предполетный брифинг, и спортсмены приступили к состязаниям. Ветер начинает усиливаться с подъемом солнца. При этом необходимо отметить способ, которым запуск гидрометеорологических шаров-зондов остался в прошлом. Информация о ветровой обстановке каждые полчаса поступает от российской системы – профилометра лидарного ветрового (ПЛВ-300). Главной задачей данной системы на чемпионате мира было оперативное дистанционное определение вектора и величины скорости воздушного потока на заданной высоте 500 м. Принцип действия ПЛВ-300 заключается в распространении в атмосфере лазерного зондирующего сигнала. С известной частотой происходит его отражение от частиц, увлекаемых воздушным потоком, вызывающее изменение частоты отраженного сигнала (доплеровский сдвиг). Столь умный прибор произвел на организаторов и участников определенное впечатление. Согласно его показаниям, ко времени выруливания на старт третьего участника ветер усилился почти до критических значений – до 11,8 м/с. Как говорилось ранее, в соответствии с правилами чемпионата встречная составляющая ветра не должна превышать 12 м/с. С земли было заметно, что летчикам приходится бороться за место в зоне. Однако так же неожиданно ветер на высоте начал стихать. И к моменту выруливания третьей лидирующей группы ветер уже составлял 6,7 м/с. Фактор некоторого везения в спорте никто не отменял. Кроме того, лидеры успели понаблюдать за выступлением большей части спортсменов. К обеду результаты всех выступлений третьего дня были известны. В первой четверке по итогам трех комплексов возникла ситуация, когда разница по баллам составляла десятые доли процента, и малейшая ошибка в крайнем выступлении могла произвести полную рокировку. Следующий день был объявлен выходным и в силу погодных условий, и по еще одной причине - и у спортсменов, и у судейской коллегии накопилась усталость.

 Четвертый летный день, шестой день чемпионата был, пожалуй, самым напряженным. Мало того, что от результатов второго темного комплекса максимально зависели итоговые результаты, но еще и погода вносила серьезные коррективы. Трижды судьи останавливали полеты по метеоусловиям, часть спортсменов вылетала на выполнение комплекса с возможностью прерывания. Однако к вечеру все решилось. Крайний участник соревнований, болгарский пилот Стоянов приземлился, и вскоре были подведены итоги чемпионата.

На церемонии закрытия чемпионата мира российские пилоты 15 раз поднимались на пьедестал почета. Абсолютно во всех упражнениях завоевал медали мастер спорта Владимир Котельников (Пермский край). Среди призеров и победителей - Роман Овчинников (Москва) и Максим Савельев (Московская область), Александр Мякишев (Тюменская область), Сергей Дадыкин (Новосибирская область).

В командном первенстве на высшую ступеньку пьедестала поднялась российская команда в составе  заслуженного мастера спорта России Олега Шполянского, Владимира Котельникова, Максима Савельева, Романа Овчинникова. Переходящий командный Кубок чемпионата мира, учрежденный ОКБ имени А.С. Яковлева, россиянам вручил главный конструктор Дмитрий Драч. Серебряные награды Международной авиационной федерации (ФАИ) вручены национальной сборной Белоруссии в составе Дениса Шкаренды, Дмитрия Пащука, Виталия Шамардина и тренера Зинаиды Ильюшенко. Бронзовые награды у сборной команды Литвы – Жилвинас Лиджус, Арвидас Качанаускас, Ауримас Безарас и президент акробатической федерации по самолетному спорту Арминас Мураускас. Специальными призами – наручными часами, учрежденными компанией "Пилот Нестеров", награждены призеры и победители в упражнениях и тренеры команд-призеров. Специальные призы были учреждены для победителей и тренеров компанией "Форвард".

После церемонии награждения президент международного жюри Ларс-Горан Арвидсон (Швеция) объявил 3-й чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах ЯК-52 закрытым. По окончании чемпионата представители СМИ взяли ряд интервью у спортсменов и судей. Поделился своими впечатлениями и главный судья соревнований Павол Кафка (Словакия): "Достаточно высокое качество пилотирования у всех летчиков. Участие принимали опытные пилоты, не новички. Конечно, хочется видеть и новых молодых спортсменов". На вопрос о перспективах проведения следующих чемпионатов мира в данном классе самолетов он ответил: "Я думаю, что эти соревнования востребованы. Определенной проблемой является то, что ЯК-52 не производятся сейчас в достаточном количестве по доступной цене и при этом с заводским качеством. Мне кажется, что для дальнейшего производства может быть выгодной кооперация нескольких стран для разработки и выпуска на основе ЯК-52 нового двухместного спортивного самолета".

Остается надеяться, что его прогнозы и пожелания сбудутся, и мы еще неоднократно будем наблюдать соревнования на этих замечательных легендарных самолетах, которые для многих наших пилотов в свое время стали первой ступенькой в небо.

 Сергей МАКАРЕНКОВ