Тренер российской пары Юко Кавагути - Александр Смирнов Тамара Москвина в интервью "СЭ" рассказала о подготовке к чемпионату мира, который пройдет в Москве.
Сергей ЦИММЕРМАН
из Санкт-Петербурга
- Как вы оцените готовность своих подопечных к чемпионату мира на данный момент?
- Знаете, в таких случаях я всегда говорю: перед чемпионатом мира готовы все. А когда он заканчивается, начинаем искать причины, почему не получилось то или это. Поэтому давайте дождемся самих соревнований.
- Трагические события в Японии в большей степени, видимо, коснулись именно вашей пары – ведь Юко Кавагути родом из Страны восходящего солнца.
- Эта катастрофа задела не только тех, чьи родители и родственники, как у Юко, находятся в Японии. У меня до сих пор перед глазами картины, связанные с последствиями цунами и землетрясений в этой стране. Помним мы, что происходило в свое время и у нас в Чернобыле. Поэтому, когда знаешь, что вскоре мы будем выступать на чемпионате мира в нашей столице, кататься под красивую музыку в красивых одеждах в прекрасном дворце, кощунственно думать о каких-то своих трудностях.
- С учетом того, что чемпионат мира сдвинут по срокам, труднее удерживать ребят на пике физической или психологической формы?
- У нас есть такой прием – вывести спортсменов с пика формы, а потом – вернуть. Удерживать же их в этом состоянии очень сложно, да, собственно и не нужно. Это может привести к истощению как физическому, так и нервному. Поэтому, повторюсь, мы попытаемся "спуститься" и "подняться".
- Подозреваю, что это не так-то просто.
- Сложно, конечно. Но, с другой стороны, ранее в календаре стоял так называемый командный чемпионат мира. Поэтому мысленно мы были готовы к тому, что после личного чемпионата мира, если бы он проходил в первоначальные сроки, надо было бы "спуститься", а потом "подняться" к новым соревнованиям. И потом жизнь в любом случае каждый день подкидывает такие вещи, которые заставляют вносить в тренировочный процесс те или иные изменения. Иными словами, мы уже научены быть начеку и соотноситься с жизненными колебаниями.
- На домашнем льду, на ваш взгляд, выступать сложнее или легче?
- Конечно, сложнее. Надо ведь всем родственникам, знакомым, приятелям и так далее помочь с билетами. А потом – и это самое главное – их эти билеты еще и развести. Иначе получается, что ты практически уже идешь на старт, а тебе – звонок: я тут в пробке задерживаюсь, подождите меня, пожалуйста. И куда, скажите, в этот момент мчаться. Впрочем, для домашних соревнований это вполне обычная и даже стандартная ситуация.
- Что скажете по поводу соперников вашей пары?
- Они – те же самые.
- Кому нынешняя ситуация на руку – фаворитам или их преследователям?
- Это неизвестно. Многое зависит от того, кто чем занимался в этот период. Кто-то мог растерять форму, кто-то ее, наоборот, подтянуть. И потом уже в Москве кто-то, возможно, будет заниматься проблемой доставания билетов, а кто-то справляться с акклиматизацией. Одним словом, у каждого свои сложности. Кто лучше справится с этим комплексом обстоятельств, влияющих на человека, тот и окажется выше. К слову, у нас сразу три человека. Партнер, партнерша, а третий – наша команда в целом. Ну а результат этого влияния обстоятельств увидим на табло.
- Ваша пара Кавагути – Смирнов на двух последних чемпионатах мира становились третьими. Оцениваете этот факт как хорошую стартовую площадку или знак того, что фигуристов не пускают выше?
- Мы не любители пожаловаться на судьбу – мол, нас не пускают, засуживают. Куда тебя поставили арбитры, то ты на данный момент и заслужил. И потом жизнь научила, что для развития событий всегда есть несколько вариантов. Первый – остаться. Второй – подняться. Третий – опуститься. Ну и четвертый – вообще не участвовать в соревнованиях. При этом я придерживаюсь принципа - готовиться надо к лучшему, не делать трагедии из худшего, а если ничего не изменилось – довольствоваться тем, что есть.
- Не за горами уже и домашняя Олимпиада в Сочи. Вы уже держите ее в голове?
- Как только я услышала, что Сочи выбрали местом проведения Олимпиады, я сразу сказала себе – ближайшие четыре года буду работать. И теперь голова работает именно в этом направлении. Тем более что мы готовим к Играм сразу две пары – помимо Кавагути - Смирнов, это Катарина Гербольдт – Александр Энберт.