ЧЕМПИОНАТ РОССИИ
В фигурном катании есть термин "вкатать программу". Примитивно говоря, довести ее до полного слияния движений с музыкой. Пока длится процесс, возможны любые то тут, то там вылезающие ошибки: спортсмены "вываливаются" из музыкального сопровождения, передерживают по времени вращения и поддержки и так далее. Но главное заключается в неком парадоксе: чем сложнее и интереснее программа, тем более удручающее впечатление она обычно производит, будучи невкатанной.
Такое было очень свойственно, например, программам, которые много лет своим сильнейшим ученикам ставила Татьяна Тарасова. Резкой критике сторонних наблюдателей подвергались поначалу даже те композиции, с которыми побеждали на Олимпиадах Илья Кулик и Алексей Ягудин. Но в какой-то момент все вставало на места и программы начинали сиять.
Вспомнилось это все в ходе финальных танцевальных прокатов в Саранске. Точнее – в ходе выступления двух сильнейших дуэтов: Екатерины Бобровой/Дмитрия Соловьева и Елены Ильиных/Никиты Кацалапова. Пожалуй, впервые в этом сезоне их программы выглядели по-настоящему вкатанными и оттого очень зрелищными.
Зрелищу не помешала даже ошибка Никиты Кацалапова во второй серии твиззлов: да, за нее наказали, но восприятие танца все равно осталось цельным.
Еще в ходе финала вспомнились слова известного российского тренера по биатлону Валерия Польховского, не имеющие, в общем-то, никакого отношения к фигурному катанию. "Мы не готовы работать так, как работают норвежцы, - говорил он о своем виде спорта. – Не готовы рано начинать сезон, не готовы в начале сезона бегать на высоких скоростях".
Вот и подумалось: может быть, и в фигурном катании мы просто не готовы вкатываться на подступах к сезону, а не в его разгаре? Так, как это делают даже самые титулованные ученики Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой, не гнушающиеся тем, чтобы задолго до начала "Гран-при" приехать на заштатный второразрядный турнир просто для того, чтобы как можно раньше прокатать новые программы в соревнованиях? В танцах-то, если разобраться, это особенно принципиально. В одиночном катании спасают элементы, и прежде всего – прыжковые: прыгнул все – считай, программа удалась. Не прыгнул – никакая "вкатанность" на спасет. В танцах все иначе. Есть танец или его нет – две принципиальные разницы.
Мы же зачастую работаем по старинке, как привыкли, держа в уме, что главный старт сезона – в конце марта. А потом недоумеваем: почему красавицу-партнершу, чье катание выглядит в наших глазах полетом большой красивой птицы, мир продолжает воспринимать, как неповоротливую гусыню. И лишь потому, что именно в таком образе увидел ее впервые – на дебютном, так сказать, показе.
Наиболее героическим дуэтом стал в Саранске, безусловно, третий – Екатерина Рязанова/Илья Ткаченко. Кто-то скажет, возможно, что в катании с совсем недавним сотрясением мозга и переломом носа (именно так каталась партнерша) нет ничего героического, а есть лишь дурь. Мне же почему-то вспоминаются слова известного в прошлом танцора, а ныне тренера Ростислава Синицына, с которым несколько лет назад мы обсуждали, стоило ли Максиму Шабалину выходить на лед на девятый день после операции и выступать в чемпионате Европы, зная, что скорее всего это окончательно угробит травмированную и свежеоперированную ногу.
- Понимаете, - сказал тогда Синицын, - с точки зрения здравого смысла и дальнейшей карьеры на лед, конечно же, не стоило выходить так рано. А с другой стороны, если бы Домнина и Шабалин пропустили этот чемпионат, где гарантия, что их не списали бы окончательно? А так у них теперь хотя бы есть золото чемпионата Европы.
Думаю, что Катя Рязанова рассуждала столь же здраво: сейчас, честно завоевав место в сборной, у них с Ильей как минимум есть шанс в очередной раз заявить о себе на мировой арене. Кто знает, если бы сезон пришлось пропустить, довелось ли бы нам еще раз услышать имена танцоров применительно к национальной команде? Примеров-то, когда талантливые и перспективные люди просто исчезали в никуда, в фигурном катании было множество. Один из них я в деталях помню до сих пор. Году в 1993-м, если не ошибаюсь, на чемпионате России в Челябинске дуэт в составе Елены Кустаровой и Олега Овсянникова единственным судейским голосом проиграл дуэту Анжелика Крылова/Владимир Федоров. Между этими совершенно равными по силам парами шла битва за единственную вакансию в сборной команде – третью. И после награждений, глядя на рыдающую Лену, Татьяна Тарасова тихо сказала: "Видите, как бывает: одним судейским голосом она сейчас проиграла всю свою спортивную жизнь".
Применительно к Кустаровой это тогда так и получилось. С другой стороны, вряд ли Елена так быстро стала бы столь сильным тренером, сложись ее спортивная карьера успешно и счастливо.
В Саранске Рязанова/Ткаченко стопроцентно использовали свой шанс на будущую спортивную жизнь. Не буду сейчас обсуждать их оценки в коротком танце, которые, по мнению очень многих специалистов, должны были быть выше. Важно, что выступление в целом получилось по-настоящему классным. И вряд ли кто вправе осуждать спортсменов за то, что они рискнули.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
26 декабря. Саранск. Чемпионат России. Танцы на льду. Произвольный танец. 1. Боброва/Соловьев – 101,24. 2. Ильиных/Кацалапов – 95,00. 3. Пушкаш/Гурейро – 90,32. 4. Рязанова/Ткаченко – 89,43. 5. Монько/Халявин – 88,01. 6. Поликарпова/Кириллов – 73,93. Итоговое положение. 1. Боброва/Соловьев – 171,47. 2. Ильиных/Кацалапов – 161,94. 3. Рязанова/Ткаченко – 154,65. 4. Пушкаш/Гурейро – 150,57. 5. Монько/Халявин – 146,28. 6. Старыгина/Волобуев – 128,43.