ГРАН-ПРИ SKATE AMERICA
В заключительный день первого этапа "Гран-при" Аделина Сотникова завоевала бронзу в одиночном катании, а Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев стали вторыми в турнире танцоров
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Наверное, в танцах на льду должно смениться не одно поколение тренеров и спортсменов, чтобы перестать строить на основании сиюминутного результата далекоидущие прогнозы.
Казалось бы, давно ушла в прошлое старая система оценок, а с ней - такие понятия, как очередь, выслуга лет и способность проиграть одним неудачным стартом всю последующую спортивную жизнь. Ну что особенного, если задуматься, в победе Бобровой и Соловьева над канадцами Кейтлин Уивер и Эндрю Поже, когда разница в итоговых результатах двух пар составила всего 2,63? На самом же деле за этими цифрами стояло очень многое.
Проиграв канадцам год назад на чемпионате мира в Ницце и заняв при этом седьмое место (при том что Уивер/Поже стали четвертыми), Катя с Дмитрием почти что подписали себе приговор. Собственно, и к Александру Жулину от своего тренера Елены Кустаровой они ушли от полной безысходности. Возможно, даже не очень веря в то, что сумеют вернуться в тот мир, где катаются в сильнейших разминках и делят медали. И на первом в сезоне серьезном старте фигуристам было крайне важно понять, что они по-прежнему конкурентоспособны. Для этого существовал один-единственный путь: обойти весьма сильных канадских соперников в битве за серебро.
Думаю, Уивер и Поже вместе со своим тренером Анжеликой Крыловой тоже размышляли в подобном ключе. Понятно, что никто не замахивался на главный титул, который в итоге ушел именно туда, куда и был должен - в руки экс-чемпионов мира Мэрил Дэвис и Чарли Уайта, но дележ второй позиции получился весьма бескомпромиссным.
Есть такая поговорка "Не бывает второго шанса на то, чтобы произвести первое впечатление". Бобровой и Соловьеву тем не менее это в какой-то степени удалось. Конечно, за их волшебным преображением стояли титанические, спрессованные в считаные месяцы работы, усилия очень большого количества людей и прежде всего новых тренеров Александра Жулина и Олега Волкова. Но преподнести все это публике и судьям фигуристы должны были самостоятельно. С чем блистательно справились, застолбив за собой прекрасную позицию для того, чтобы претендовать на попадание в финал "Гран-при".
Но главное заключалось даже не в этом. А в многочисленных откликах, суть которых сводилась к простой фразе: такими интересными, легкими и внутренне раскованными чемпионов России никто не знал и никогда раньше не видел.
Третье место, занятое Аделиной Сотниковой, вызвало смешанные чувства. Главной причиной того, что по сравнению с позицией после короткой программы спортсменка опустилась на одну ступень ниже, стала нелепейшая ошибка: Сотникова прыгнула лишний каскад и его, разумеется, не засчитали.
Это было обидно: прыжковая связка из тройного риттбергера, двойного тулупа и двойного риттбергера была выполнена очень хорошо. То есть на "ровном" месте Аделина потеряла порядка девяти баллов. А может, даже больше, поскольку каскад был выполнен во второй половине программы, и за него полагалась надбавка.
Почему такое произошло, предположить тоже несложно. Сотникова начала программу со сложнейшего каскада из тройных лутца и тулупа. До нынешнего сезона лутц считался у спортсменки главным камнем преткновения: в соревнованиях она упорно выполняла прыжок с неправильного ребра. Переучить неправильный "реберный" навык - задача крайне сложная. Во всяком случае, не припомню, чтобы это удавалось фигуристкам, страдающим хронической "флутцевой" болезнью. То есть тем, кто имеет привычку в последний момент перед отталкиванием переходить с внешнего ребра конька на внутреннее и тем самым превращать свои лутцы во флипы. Интересно, кстати, что в Сиэтле Аделина оказалась единственной из пяти первых спортсменок, кому удалось выполнить лутц с правильного ребра. С прыжком (как и каскадом) она справилась блестяще, но, думаю, что это стоило ей немыслимой концентрации и внутреннего напряжения.
Ну а дальше вполне могло возникнуть состояние, которое я бы назвала "эффектом четверного". Давно известно: когда фигуристы-мужчины начинают исполнять прыжок в четыре оборота, этот элемент довольно долго рушит всю остальную программу - как раз по той причине, что требует крайне высокой концентрации. Соответственно, требуется время, чтобы снова добиться стабильно высокого качества всех элементов без исключения.
Год назад, кстати, в адрес Сотниковой и ее тренера Елены Буяновой не раз раздавались упреки в том, что на спортсменку взвалена непосильная ноша. Мол, к чему идти на сверхусилия, включая в произвольную программу сложнейшие каскады, когда можно ограничиться гораздо более простым вариантом из двух "тулупов" и кататься в свое удовольствие. Но тут уже уперлась сама Аделина.
Впрочем, в этой реакции как раз не было ничего удивительного. Еще в те времена, когда Сотникова выступала исключительно в юниорских соревнованиях, она производила впечатление человека, который соревнуется в каком-то совершенно ином измерении. Где для победы нужна запредельная сложность и запредельные же оценки. Хорошо это или плохо, что 16-летняя девушка поставила перед собой столь высокую планку и тем самым взвалила на себя колоссальный груз ответственности, - другой вопрос. Но уровень недетских притязаний Аделины очевиден каждый раз, когда она выходит на лед.
Другой вопрос, что при нынешней конкуренции в женском катании итоговое третье место Сотниковой вполне может стать препятствием для попадания в финальную шестерку чемпионской серии. В то же время достаточно очевидно, что главным стартом для всех российских фигуристок, независимо от их успешности в розыгрыше "Гран-при", в декабре станет отнюдь не финал серии. А чемпионат России, где за три призовых ступени пьедестала (и, соответственно, за места в национальной сборной) будут почти на равных биться как минимум вдвое больше претенденток.
Первый этап "Гран-при" Skate America. Сиэтл. Женщины. 1. Вагнер - 188,37. 2. Гао - 174,25. 3. СОТНИКОВА - 168,96... 7. ЛЕОНОВА - 153,49. Танцы. 1. Дэвис/Уайт (США) - 176,28. 2. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 159,95. 3. Уивер/Поже (Канада) - 157,32.