В японской Саитаме, где 26 марта начнется чемпионат мира, российские фигуристы будут претендовать на золото в трех видах программы и поборются за дополнительные квоты на сезон-2015.
Послеолимпийские чемпионаты испокон веку принято считать не столь интересными, как те, что предшествуют Играм. В этом отношении чемпионат в Саитаме - особенный. Прежде всего – для России.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ПОТЕРИ
Не успели завершиться Игры в Сочи, как стало известно, что чемпионат мира пропустят олимпийские чемпионы-2014 в танцах на льду Мэрил Дэвис/Чарли Уайт, триумфаторы турнира спортивных пар Татьяна Волосожар/Максим Траньков, обладатели ванкуверского золота Тесса Вирту/Скотт Моир и трехкратный чемпион мира Патрик Чан. Информация в очередной раз заставила задаться вопросом: почему звезды предпочитают завершать олимпийские сезоны досрочно – сразу после Игр?
Во-первых, не все и не всегда. В 2002-м Алексей Ягудин не просто поехал на чемпионат после победы в Солт-Лейк-Сити, но и выиграл его. Аналогичный результат зафиксировали в 2010-м Вирту/Моир. Из более ранних выступлений можно вспомнить двойную победу Оксаны Грищук/Евгения Платова в 1994-м и Виктора Петренко – в 1992-м.
Но в целом тенденция налицо: те, кто становится олимпийскими чемпионами, не сильно рвутся продолжать доказывать собственное превосходство в рамках мировых первенств. А если рвутся, то не всегда в этом преуспевают.
Еще одну потерю японский чемпионат понес в лице Аделины Сотниковой, одержавшей в Сочи победу, которая была расценена фанатами фигурного катания крайне неоднозначно. Мир, разумеется, немедленно взорвался второй волной праведного гнева: мол, россиянка была просто обязана лететь в Японию и доказывать, что ее олимпийский триумф не был случайным.
Но мир всегда чем-то недоволен. Тренеры Сотниковой рассудили здраво: победа на Играх – чудовищный эмоциональный стресс, который неизбежно сопровождается психологическим опустошением. Кстати, после Игр в Ванкувере победительница женского турнира Юна Ким отправилась на мировое первенство лишь потому, что того требовали спонсорские контракты. И проиграла. Хотя всего за месяц до этого было принято считать, что кореянка непобедима.
Можно, конечно, сказать, что Сотникова лишила себя вполне вероятной золотой медали. С другой стороны, отказ от участия в чемпионате мира дал спортсменке возможность уже сейчас начать подготовку программ нового сезона и только после этого (и тоже раньше, чем обычно) отправиться в отпуск.
Учитывая, что Аделину как олимпийскую чемпионку уже осенью ждет куда более жесткая конкуренция, чем была до сих пор, решение не выступать в Японии представляется вполне обоснованным.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛОШАДКИ
Отсутствие Сотниковой в составе российской сборной не мешает заметить, что сразу нескольким российским фигуристам удалось в этом сезоне перейти из стана "темных лошадок" в категорию золотых. Дело не только в том, что командный турнир в Сочи, выигранный Россией, принес звания олимпийских чемпионов сразу десяти спортсменам. Но и в самой ситуации, которая, судя по всему, сложится в Саитаме.
Суть в том, что фаворитами сразу в трех видах программы являются (если принимать во внимание результаты Сочи) представители России. В парном катании это Ксения Столбова/Федор Климов, в женском турнире – Юлия Липницкая, а в танцах за победу в равной степени способны спорить бронзовые призеры личного олимпийского турнира Елена Ильиных/Никита Кацалапов и бронзовые призеры прошлогоднего чемпионата мира Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев. Понятно, что легкой дороги к медалям в Японии никто не обещает, но то, что российские фигуристы способны бороться в перечисленных категориях за золото, – очевидный факт.
Темными лошадками – в полном смысле этого понятия – остаются, пожалуй, два одиночника: Анна Погорилая и Максим Ковтун. В послужном списке первой – блестящая ноябрьская победа (над Аделиной Сотниковой в том числе) на этапе "Гран-при" в Пекине, кратковременно мелькнувшая иллюзия шанса на поездку в Сочи и сокрушительное поражение на чемпионате России, эти иллюзии оборвавшее.
Но если олимпийские чаяния Погорилой были именно иллюзиями, Ковтуну пришлось пережить куда более сильные потрясения. Пиком эмоционального взлета для Максима стал российский отборочный чемпионат, где 18-летний спортсмен одержал победу над олимпийским чемпионом Турина Евгением Плющенко и получил шанс претендовать на единственную вакансию в олимпийской команде. Спустя три недели Ковтун этот шанс собственноручно похоронил, став на чемпионате Европы лишь пятым. И несмотря на то, что не без оснований рассчитывал заменить Плющенко в Сочи в личном турнире, возможности выйти на старт спортсмен так и не получил.
ЕЩЕ РАЗ О ВАКАНСИЯХ
Старт в Саитаме должен стать для Ковтуна еще одной возможностью доказать серьезность своих намерений, а кроме этого на плечах фигуриста заведомо лежит очередная глыба ответственности перед страной: именно ему, как единственному российскому участнику мирового первенства, предстоит добывать квоты на следующий сезон.
Для того чтобы Россия получила право выставить в 2015 году трех участников, Ковтун должен не просто подняться на пьедестал, но и оказаться не ниже второй ступени, что теоретически вполне возможно: во-первых, сам Максим имеет одну из сложнейших на сегодняшний день программ, успешное исполнение которой гарантирует спортсмену высокий результат, а во-вторых, в Саитаме не будет сразу нескольких сильных спортсменов.
Любое более низкое место в первой десятке дает право на две вакансии. Если же войти в число десяти лучших Максиму не удастся, российская вакансия на следующем мировом первенстве так и останется единственной.
Та же самая процедура, впрочем, ожидает и двух российских девушек. С тем лишь различием, что для получения еще одной путевки сумма занятых ими мест не должна превышать 13. С одной стороны, задача совершенно реальна. С другой - именно с такой задачей год назад не справились в канадском Лондоне Елизавета Туктамышева и Сотникова.
Впрочем, уже сейчас понятно, что результат российских фигуристов в Саитаме просто обязан оказаться более высоким, нежели предыдущий. В Лондоне, напомню, наша страна довольствовалась всего двумя наградами – золотом Волосожар и Транькова и бронзой Бобровой и Соловьева.