Бронзовые призеры Олимпиады под разговоры о возможном распаде дуэта выиграли произвольную программу, но остались четвертыми в итоговом зачете.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Саитамы
Сценарий танцевального финала в субботу оказался поистине беспрецедентным: разница между золотом итальянцев Анны Каппеллини/Луки Ланотте и французов Натали Пешала/Фабьена Бурза составила всего 0,06, а ведь между этими двумя парами вклинились еще и канадцы Кейтлин Уивер/Андре Поже.
Для российских болельщиков танцевальный турнир мирового первенства с самого своего начала оказался крайне неоднозначным и в значительной мере подпорченным. Дело было не только в том, что в день начала танцевального турнира получил травму и был вынужден отказаться от выступлений Дмитрий Соловьев. Перед самым началом соревнований агентство ИТАР-ТАСС опубликовало информацию о том, что для Ильиных и Кацалапова старт в Японии станет последним в карьере. И что сразу после окончания соревнований Никита продолжит кататься с новой партнершей – Викторией Синициной.
Понятно, что огромное количество людей в Саитаме немедленно принялись обсуждать шокирующую новость.
Наиболее взвешенную позицию занял президент российской федерации фигурного катания олимпийский чемпион Александр Горшков, заявивший, что никаких официальных запросов касательно возможных переходов от тренера к тренеру он не получал ни от кого из упомянутых действующих лиц. А раз так – то и обсуждать тут нечего.
Формально тема была закрыта. Неформально в ней продолжали всплывать все новые и новые подробности. О том, что тренирующий бронзовых олимпийских призеров Николай Морозов еще до чемпионата мира успел организовать просмотровый прокат для Кацалапова с потенциальной партнершей, что сама она, вопреки первоначальным планам, не едет на послесезонные гастроли по стране, а сразу включается в работу и что тренироваться в своем новом составе дуэт предполагает в США, куда намерен по окончании сезона перебраться тренер. Во всяком случае, когда я между делом поинтересовалась у известного, ныне американского тренера Марины Зуевой, как она относится к слухам, что сильнейшая в этом сезоне российская пара будет разбита, Марина удивленно переспросила: "Почему – слухам? Морозов сам уже сказал об этом как о решенном деле".
Знали об этом и тренеры дуэта Синициной с Русланом Жиганшиным – это мне подтвердила Светлана Алексеева, дав понять, что расстроена перспективой потерять очередную сильную пару.
Предпосылки к тому, что пара Ильиных/Кацалапов может быть разбита, велись давно. Просто возникли они в тот период, когда в дуэте все шло наперекосяк. Лена капризничала, чувствуя свое особое положение в группе, достаточно наплевательски относилась к режиму, тренировалась как придется. Никита выходил из себя и психовал. Тренер не мог повлиять на ситуацию. Окружающие (и прежде всего пресса) костерили всю команду на чем свет стоит, а результаты оставляли желать лучшего.
Но в этом сезоне все изменилось самым кардинальным образом. В сборной команде не было ни одного человека, кто не отмечал бы, что в своем стремлении наверстать то, что в силу разных причин было упущено в их предыдущей подготовке, танцоры что называется, "роют землю".
Командное олимпийское золото и личная бронза стали закономерным следствием этой работы.
Что могло произойти за три с небольшим недели после Игр, чтобы тренеру захотелось разбить потенциально сильнейший в мире дуэт?
Могли попросить об этом сами спортсмены? Теоретически да. Но зачем? Задачу завершить карьеру не ставят перед собой ни Лена, ни Никита, более того, в этом сезоне оба и вместе, и по отдельности не раз говорили, что наконец-то поняли, что такое настоящая партнерская работа, и начали получать от тренировок истинное удовольствие. Уровень, на который вывели фигуристов специалисты, привлеченные к олимпийской подготовке дуэта, позволяет Ильиных/Кацалапову решать задачи любой сложности – пара по-настоящему доросла до этого.
Доказательством, собственно, может служить минувший чемпионат: если бы не нелепая ошибка партнера в короткой программе и не потеря минимум шести баллов, составляющих базовую стоимость незасчитанного элемента, пара была бы чемпионом мира, причем с более чем солидным отрывом. Но даже без медали лучший результат в произвольном танце с четырьмя "десятками" за компоненты говорит сам за себя.
Допустим, я ошибаюсь, Лена с Никитой надоели друг другу хуже горькой редьки и не согласны кататься вместе ни за какие коврижки. Что в этом случае делает умный тренер? Как минимум, выдерживает паузу, понимая, что олимпийский сезон – тяжелое испытание для психики даже более взрослых людей. Что нужно остыть, отдохнуть и уже потом принимать решение. Но это в том случае, если тренер хочет пару сохранить.
Сейчас же (особенно с учетом желания тренера вообще как можно быстрее уехать из России) ситуация куда больше тянет на классическое: "Так не доставайся же ты никому!"
Предположить, что Морозов не отдает себе отчета, что путь от создания дуэта до его признания займет два-три года, а то и больше, я, простите, не готова: Николай для этого достаточно хороший тренер.
Обсуждая сложившуюся ситуацию с известным в прошлом танцором, а ныне тренером Ростиславом Синицыным, я услышала:
– В принципе, нет ничего экстраординарного в том, чтобы разбивать ту или иную пару. Знаменитый Куртни Джонс в свое время менял партнерш чуть ли не через год, и это не помешало ему с двумя из них по два раза стать чемпионом мира. Правда, это было более пятидесяти лет назад. Сейчас все намного сложнее. Если бы речь шла о моих спортсменах, я бы сделал все возможное, чтобы сохранить дуэт. Когда происходит какая-то замена, сразу встает вопрос: как новая пара будет смотреться, какой выберет стиль, подходят ли они друг другу. Это становится понятно примерно через полгода совместной работы. Но даже после этого не всегда можно предсказать, каким будет результат.
Конечно же, скатанность имеет громадное значение. Это прежде всего умение подстроиться под партнера в любой ситуации, в том числе и нештатной. Но чувство это очень хрупкое. У моих спортсменов (Нелли Жиганшина/Александр Гажи. – Прим. Е. В.) оно почему-то на этом чемпионате нарушилось, хотя вместе они катаются уже девять лет.
Другой вопрос – если отношения между партнерами зашли в тупик. Родителям, которые приводят ко мне детей, я с самого начала говорю: "Вы должны отдавать себе отчет, что танцы – это фактически та же самая семейная жизнь, только без секса. Где каждый из партнеров должен уметь сделать шаг навстречу или, напротив, в каких-то ситуациях отойти в сторону. Если люди на это не способны, работать становится очень тяжело, – подытожил Синицын.
Еще один разговор на эту же тему состоялся у меня с Зуевой. В связи с отсутствием на чемпионате Тессы Вирту/Скотта Моира и Мэрил Дэвис/Чарли Уайта, с которыми Марина работала два последних олимпийских цикла, тренер впервые за много лет получила возможность увидеть со стороны как тренировки, так и выступления всех тех, кто пытался соперничать с ее спортсменами. Об Ильиных и Кацалапове она сказала:
– Лена с Никитой произвели на меня наиболее сильное впечатление. Я бы даже сказала, они рождены для того, чтобы кататься вместе. У них все общее – скорость, скольжение, эмоции, которые возникают от каждого совместного движения. Поставь любого из них с другим партнером – получится уже совсем не то. Заметьте, я не говорю о таланте Лены или таланте Никиты. Это прежде всего талант быть парой. И великое везение, что ребята совпали во времени, и их дуэт сложился.
Интересно и другое: впервые на моей памяти все три призера в танцах "уложились" в столь минимальный разрыв – 0,06, – продолжила Зуева. – Можно говорить о возросшей конкуренции, я же скажу о том, что лидера в мировых танцах в данный момент просто не существует. Выделяются из этого ряда как раз Ильиных и Кацалапов. Они ярче, мощнее, на них смотришь с замиранием сердца. Но ведь и они при этом – не лидеры. Для того, чтобы ими стать, нужно кататься чисто, не делая грубых ошибок. А значит, нужно работать и работать. Та бронзовая медаль, что ребята завоевали в Сочи, показала, что они движутся в правильном направлении. И что их готовы оценивать по максимуму. Плюс – олимпийская медаль всегда приносит уверенность. Такими вещами не разбрасываются, как мне кажется.
Чемпионат мира. Танцы. 1. Каппеллини/Ланотте (Италия) – 175,43. 2. Уивер/Поже (Канада) – 175,41. 3. Пешала/Бурза (Франция) – 175,37. 4. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ – 174,38… 7. СИНИЦИНА/ЖИГАНШИН – 155,35.