Два пишем, четыре - в уме. 18-летний китаец вошел в историю

Telegram Дзен

"ГРАН-ПРИ". CUP OF CHINA

В пятницу в Пекине состоялось поистине исторические событие: 18-летний китайский одиночник Боян Цзинь стал первым спортсменом в мировой истории, успешно выполнившим в соревнованиях каскад из четверного лутца и тройного тулупа. И это только начало - в произвольной программе он собирается сделать еще четыре четверных.

 


Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Пекина

Прыжок в четыре оборота – ни разу не новость в мужском одиночном катании. Можно даже, наверное, утверждать, что основной толчок миру в освоении этого элемента дала наша страна: одиночные успешные попытки четверного тулупа делал еще Александр Фадеев, тренируясь у Станислава Жука, а Алексей Мишин просто поставил прыжки на поток, еще лет пятнадцать назад мечтая о том, что когда-нибудь его ученик Евгений Плющенко выполнит в "четверном" варианте все шесть существующих разновидностей прыжков в одной программе.

Но вышло несколько иначе. Мир достаточно успешно и массово двинулся в заданном направлении, в то время как для российских одиночников даже наиболее простые вариации четверных остались леденящим кровь броском со связкой гранат на амбразуру: рванет или удастся уцелеть? К тому же подобные экзерсисы нередко сопровождались травмами.

Когда в том или ином виде спорта вдруг происходит массовый скачок сложности, всегда хочется понять: за счет чего? Отчасти ответ на этот вопрос дал мне несколько лет назад известный тренер по специальной подготовке Леонид Райцин. По его мнению, залогом успешного освоения четверных прыжков являются всего две составляющие – физическая готовность и отсутствие серьезных травм. Если же спортсмен начинает пытаться осваивать четверные, не будучи физически готов к этому, то есть раньше времени, нагрузка начинает неправильно распределяться, что в результате приводит к отсутствию стабильности и к тем же самым травмам.

Грубо говоря, большая иллюзия, что можно сначала сделать прыжок благодаря тому, что фигурист резок от природы или умеет быстро вращаться, а потом начинать нарабатывать необходимые кондиции.

Еще один прекрасный специалист в этой области Виктор Кудрявцев, которому я позвонила, чтобы получить комментарий в отношении прыжков, первым делом спросил:

– А вы обратили внимание, что китайцы и японцы прыгают совсем не так, как это всегда делали наши одиночники? Особенно это заметно на "зубцовых" прыжках – тулупе, лутце и флипе. Если наши одиночники в момент отталкивания как бы тормозят себя зубцами, создавая этим вращательный момент и резко "включая" само вращение, то азиатские ребята гораздо более активно используют при отталкивании голеностоп и колено. Они и выезжают за счет этого с четверных иначе – более мощно и амплитудно: выезд с таких прыжков почти никогда не становится оборванным и "куцым". Но для этого, разумеется, должны быть совершенно иначе готовы мышцы ног. То, что в той же Японии над этим постоянно работают, лично я вижу очень хорошо.

Не берусь спорить, поскольку не являюсь специалистом. Более того, вполне допускаю, что возьмись комментировать прыжковый прогресс Мишин, он привел бы по этому поводу совершенно другие аргументы и объяснения. Но факт остается фактом: стабильно справляться с четверными прыжками в России до сих пор не способен ни один фигурист.

Минута славы Бояна Цзиня наступила в начале второй мужской разминки. За техническое исполнение короткой программы с каскадом 4+3, акселем и четверным тулупом фигурист набрал 53,76. Другой вопрос, что при отсутствии сколь бы то ни было значимой "взрослой" репутации в судейских глазах вчерашний юниор не мог рассчитывать на высокие компоненты – получил всего 36,29. Такая "вилка", подозреваю, тоже стала рекордной: вряд ли ранее в одиночном катании случались подобные прецеденты. Тем не менее с общим результатом 90,05 Боян Цзинь возглавил ход розыгрыша.

Выступление дебютанта произвело фурор на трибунах и нанесло приличную травму зрелищу в целом: все последующие выступления стали невольно восприниматься в сравнении, как танцы китайских дуэтов. Единственным исключением стал действующий чемпион мира Хавьер Фернандес, поставивший "выскочку" на место второй оценкой. Но единоличным героем вечера так и остался китаец.

Именно так когда-то своим соперничеством, замешанным на невероятной сложности, на много лет вперед прибили мировое одиночное катание Алексей Ягудин и Евгений Плющенко. Остается понять, сумеет ли кто составить Бояну Цзиню пару.

ПЕКИН (Китай). "Гран-при". Cup of China. Мужчины. Короткая программа. 1. Х. Фернандес (Испания) – 93,19. 2. Цзинь Боян (Китай) – 90,05. 3. ВОРОНОВ – 80,99. 4. Сун Нань (Китай) – 76,46. 5. Хокстайн (США) – 74,27. 6. Янь Хань (Китай) – 73,97… 11. КВИТЕЛАШВИЛИ – 66,92.